Питер Пауль Рубенс – выдающийся художник XVI – XVII века, крупнейший деятель эпохи, позже названой барокко, один из родоначальников этого художественного стиля в европейском искусстве, характеризующегося живописностью, величием образов и страстностью.
Происхождение и детство
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в городке Зиген, в непростые для семьи времена, когда мать с детьми следовали за мужем в ссылку (за незаконную связь). Питер Пауль стал шестым ребёнком в семье (после него был ещё один).
Родители были родом из Фландрии (Фламандии), тогда нидерландской провинции, из города Антверпен. Отец, Ян Рубенс, был юристом, мать, Мария Пейпелинкс, занималась детьми, хозяйством и сдачей комнат внаём. Предки Рубенса по обеим линиям были успешными ремесленниками, жили безбедно – торговля и недвижимость давали хороший доход.
В 1581 году Рубенсы уже всей семьёй переехали в Кёльн. Здесь дела наладились, и отец всерьёз занялся образованием своих детей. Благополучие закончилось с его смертью в 1587 году. Вслед за потерей мужа произошли новые трагедии – умерло трое детей. Мать, оставшаяся с дочерью и двумя сыновьями (старший Ян уехал в Италию), приняла решение вернуться в Антверпен. Здесь 10-летний Питер поступил в иезуитскую школу, где проявил настоящий талант к языкам, виртуозно овладев четырьмя и вполне хорошо ещё тремя языками. Параллельно Питер Рубенс посещает светскую школу, где к списку языков прибавляется греческий. Теперь выявляется его феноменальная память и способности к гуманитарным наукам.
В 1590 году материальные проблемы заставили на время прервать занятия (Мария выдала замуж дочь, потратив на приданое сбережения). Сыновей пришлось пристраивать, чтобы получать доход. Питер получил место пажа и смог продолжить образование, присоединив к своим талантам каллиграфию, умение изящно одеваться, красноречие, этикет и прочее.
Выбор пути
Через год Пауль Рубенс понял, что более всего его влечёт живопись. Он сообщил об этом матери, хотя единственным его опытом в искусстве до 14 лет было создание копий гравюр на библейские темы (ничего не сохранилось). С этого времени началась биография Рубенса-художника.
Наставниками Питера Пауля Рубенса на родине стали художники:
- Тобиас Верхахт (дальний родственник). Занятия с ним продолжались недолго – не находился общий язык между учителем и учеником;
- Адам ван Ноорт, более опытный и известный в обществе. В его мастерской Рубенс занимался четыре года;
- Отто ван Веен (с 1595 года), он же Вениус, самый именитый в Антверпене живописец на то время, учившийся искусству в самой Италии. Он оказал существенное влияние на юного художника: привил ему чувство прекрасного, в том числе научил любить античных классиков, а также убедил его в необходимости иметь покровителей – без них таланту пробиться невозможно.
В 1598 году Питер Пауль был принят мастером в гильдию Святого Луки, профессиональное объединение художников. Начал давать уроки, но своей студии не было. Продолжал работать у Вениуса и совершенствоваться – начав сравнительно поздно учиться рисованию, Рубенс не скоро сформировался как профессионал, в нём зрело убеждение, что недостающие знания и умения он получит только в Италии.
В Италию за опытом
В мае 1600 года Рубенс со своим учеником отправился через Францию в Италию. В Венеции он нашёл случай показать захваченные с собой картины дворянину из свиты герцога Гонцага, известного благодетеля людей искусства – надо было через приближённых искать себе покровителя. Ход удался. В результате всё сложилось благополучно: Рубенс у герцога получил место, жалование и возможность развивать собственный талант. Флорентийское искусство теперь предмет пристального внимания 23-летнего художника, он его изучает, копирует, ориентируясь на собственный вкус.
В начале 1602 года от своего соотечественника эрцгерцога Альбрехта Австрийского заочно получает первый свой заказ на написание заалтарного образа (требовалось, чтобы художник был фламандцем и выполнял заказ в Риме). В 1603 году расписывает церковь иезуитов. Герцог Гонцага делает Рубенса главным по подбору произведений искусства в своей картинной галерее, но работ самого художника в ней почти нет.
Пользуясь положением, живописец объездил всю Италию. В совершенстве владея итальянским языком, с родными он переписывался только на нём, а подпись «Pietro Pauolo» стала его излюбленной на всю жизнь.
В Италии обладающий даром завязывать отношения коммуникабельный Питер Пауль Рубенс заводит множество светских знакомств. Через эти связи получает заказы, имя его начинает звучать всё чаще.
Поездка в Испанию
Умение находить общий язык с разными собеседниками и ответственность сыграли роль в том, что именно Рубенсу было поручено явиться к испанскому двору с подарками (живописными копиями Рафаэля и других мастеров). Путь оказался длинным и трудным – выехав 5 марта 1605 года, художник прибыл на место только 13 мая. И хотя Рубенс картины упаковывал самолично и самым тщательнейшим образом, все они были испорчены. Художник отказался нанимать испанского коллегу и занимался восстановлением холстов самостоятельно – благо, король задержался на охоте до начала июля. Поверенный посол оказался интриганом, он не допустил живописца, завоевавшего симпатии всего двора, к королевской аудиенции для личного вручения подарков.
Рубенс не стал настаивать, а отправился в Эскориал выполнять объёмный заказ на копии полотен Тициана. Кроме того, художник выполнял частные заказы от знатных испанцев. На этом этапе в его творчестве появился парадный портрет, новый жанр для живописца. Фигура герцога Лерма на коне стала первой подобной работой, в которой лицо писалось с натуры (правило художника), а для фигуры позировал натурщик. Удовлетворённый своим героическим видом на этом полотне, герцог предложил Рубенсу стать придворным художником. Тот отказался и в январе 1604 года вернулся в Италию.
Прощание с Италией
Здесь живописец выполняет множество заказов и совершенствуется – до собственной уникальной палитры мастер ещё не дошёл. Желая самостоятельно найти свой путь, Рубенс не искал встреч со знаменитыми художниками, своими современниками.
Очень много копировал, прислушиваясь только к своим личным эмоциям, вкусам и желаниям. Тем самым добивался:
- Поступательного повышения мастерства;
- Создания каталога картин из частных коллекций, закрытых для свободного доступа;
- Формирования фонда потенциальных сюжетов и решений.
Позже в завещании Рубенс отмечал, что его наработки могут помочь наследникам, избравшим ту же деятельность, художественное искусство.
К зиме 1608 года Рубенс получил вести из дома, что 72-летняя мать его безнадёжно больна. Но герцог Гонцага отказался отпустить художника со службы, и тот, закончив все незавершённые дела, в конце октября самовольно уезжает на родину. Больше в Италию он не вернётся.
Возвращение домой
Мать живой он уже не застал. Душевный разлад переживал в монастыре, после которого перед ним встала дилемма – остаться или вернуться в Италию. Брат Филипп, который уже имел положение в высшем обществе Нидерландов, ввёл в него и Питера. По рекомендации герцог Альбрехт, наместник испанских правителей, сделал художнику заказ – портреты так понравились, что с января 1610 года Питер Пауль Рубенс стал придворным живописцем с более чем щедрым содержанием и остался в Антверпене (отказался жить при дворе в Брюсселе).
Заказы, деньги, ученики, защита собственных авторских прав, слава по всей Европе, а затем и успешная дипломатическая миссия – результаты огромного трудолюбия, таланта и умения выстраивать личные и деловые отношения.
Личная жизнь
По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брант, соседке и родственнице жены брата. Рубенс в «Автопортрете с Изабеллой Брант», предсвадебной своей работе, предстаёт с молодой супругой – молодые влюблены и счастливы.
С 1611 по 1616 год Рубенс строил роскошный особняк с большим садом, который сразу стал самым великолепным дворцом в городе, продуманным как жилище, галерея и мастерская большого художника. Жизнь вёл размеренную: на рассвете в церковь к заутрене, затем занятия живописью, совмещаемые с прослушиванием Плутарха или Сенеки (ему читали) и диктовкой писем, умеренное питание, верховая езда и попутно деловые визиты. Живописцу претили обжорство, пьянство и азартные игры – на это было просто жаль времени и здоровья.
У художника был небольшой круг избранных друзей, близких ему по духу общественных и государственных деятелей (бургомистр, гос. секретарь, учёные). Отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительные. После его смерти в 1611 году главную моральную опору находил в супруге.
В браке родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, 1611 г.р., умерла в 12 лет. На Альберта (1617-1657), а позже на второго сына Никласа (1618-1655) отец возлагал большие надежды, но живопись стала страстью только самого Питера Пауля, остальные Рубенсы искусством не интересовались. После 17 лет счастья Изабелла умерла.
Работа – вот что спасло Рубенса от отчаяния. Через четыре года знаменитый художник, рыцарь и секретарь тайного совета его величества снова встретит любовь. Елене Фоурман, красавице-избраннице 53-летнего художника, всего 16 лет. В этом браке родится пятеро детей. Пятого Рубенс уже не увидит – он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 ярких, удачливых и счастливых года, оставив потомкам великолепное и объёмное художественное наследие.
Самые известные картины Рубенса
Живописец был чрезвычайно плодотворным и востребованным автором. Произведения Питера Пауля Рубенса – это портреты и многофигурные аллегории, картины религиозного и мифологического содержания, исторические сцены и сюжеты с обнажённой натурой. Женские образы в стиле ню – результат работы метода Рубенса, целью которого является выразительная реальность (лица – с натуры, остальное – с прикрытых тел, полностью обнажённых женщин-моделей в его мастерской никогда не было).
Наиболее знамениты картины под названиями:
- «Избиение младенцев» (1611-1612);
- «Венера перед зеркалом» (1615);
- «Снятие с креста» (1617);
- «Союз Земли и Воды» (1618);
- «Похищение дочерей Левкиппа» (1618);
- «Персей и Андромеда» (1622);
- «Автопортрет» (1623);
- «Три грации» (1623);
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610, 1624, 1626);
- «Пейзаж с радугой» (1638).
И сегодня, спустя четыре столетия, искусствоведам есть что исследовать в творческом наследии Питера Пауля Рубенса – он подписал около 1300 работ, всего их около 3000 (в том числе написанных совместно с учениками).