- Автор: Питер Пауль Рубенс;
- Год: 1618;
- Место нахождение: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург);
- Размер: 222,5 х 180,5 см. Холст масло;
- Цена: Стоимость на настоящее время не известна.
«Союз Земли и Воды» – знаменитая картина великого Рубенса. Написана маслом на холсте размером 222,5 х 180,5 см в период около 1618 года. Находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Автор
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – фламандский живописец из Антверпена, славная карьера которого базируется на даровании, трудолюбии и ответственности – мальчик из многодетной семьи, обретя мечту, упорно учился. В результате он не только выдающийся художник, но и признанный педагог и искусный дипломат – европейские державы ценили его таланты, наградив рыцарством и дворянством.
Замысел
Нередко произведения Рубенса выступали как художественное воплощение чаяний и озабоченностей, в том числе политических и народных. Так, родился замысел создать произведение, символизирующее свободный выход к морю как основополагающий путь развития Антверпена и страны, когда голландцы блокировали устье судоходной Шельды, реки, впадающей в Северное море.
Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды» назвал сначала прямолинейно «Шельда и Антверпен», лишь потом внеся символичность в название.
Описание картины
Главные герои полотна – аллегория реки и города на её берегу. Если брать за основу древнегреческую мифологию, это бог морской стихии Посейдон, олицетворяющий Воду, и богиня плодородия, владычица гор, лесов и животных Кибела – Земля. Фигуры их обнажены.
Кибела представлена в образе пышнотелой красавицы, каштановые локоны которой уложены в виде короны, украшенной жемчугом. Она стоит лицом к зрителю в свободной позе, опираясь левой рукой на большой керамический кувшин, из которого непрерывным потоком течёт вода (символ реки, впадающей в море).
Спиной к зрителю изображён Посейдон. На картине это мощный седобородый мужчина в зрелых годах, присевший на большой камень рядом с молодой очаровательницей. Его левая рука тоже на кувшине – с нетерпением обхватил он кисть девушки, тогда как правая крепко держит трезубец, символ власти. Вокруг бёдер Посейдона – шёлковый покров, перетекающий подобно воде через сплетённые руки к ногам девушки.
Взгляды богов встретились – её, снисходительно-скучающий, и его, напряжённо-вопрошающий. Над головой героини склонилась богиня победы Ника, готовая увенчать причёску Кибелы венком в знак признания мудрости. Сопровождающий их тигр, пригнувшийся у рога изобилия, внимательно следит за всей сценой. Снизу, из пучин морских, наполовину показался Тритон, трубящий в морскую раковину. Рядом в волнах плещутся младенцы, путти.
Встреча богов происходит на кромке, где сходятся две стихии – Вода и Земля. Посейдон и его сопровождение пришли со стороны Воды, Кибела со спутницей и зверем – с берега пышной и щедрой на дары Земли.
Картина – идеал визуального равновесия
Рубенс, к 1618 году уже зрелый мастер, композицию полотна «Союз Земли и Воды» составил с использованием открытия Леонардо да Винчи (1452-1519), канонических пропорций и симметрии равностороннего треугольника. Прекрасным решением стало их комбинирование с динамичным разворотом тел героев вокруг оси и связь фигур через кувшин с водой и тканевый покров.
Вся композиция выглядит удивительно органично по цветовым решениям и форме. Образец гармонии.
Картина – экспонат Эрмитажа
Сегодня «Союз Земли и Воды» Питера Пауля Рубенса в Санкт-Петербурге. Это жемчужина коллекции старейшего музея зарубежного искусства в России, Эрмитажа, основанного в 1764 году Екатериной II как собственной коллекции. В 1799 году, уже при Павле I, стараниями русских послов картина была выкуплена у представителей древнего итальянского рода Киджи.
Второй вариант
Существует второй вариант картины, «кабинетный», меньшего размера по сравнению с первым, оригиналом. Повторениями картин Рубенса занимались его ученики, но под контролем наставника. По результатам технологической экспертизы образы главных героев написаны мастером или с его участием, а фон и второстепенные персонажи – помощниками. Специалисты отмечают, что в целом повтор более светлый, а краски интенсивнее, чем у эрмитажного варианта. Принадлежит коллекционеру В.А. Логвиненко. Этот вариант «Союза Земли и Воды» Питера Пауля Рубенса в Петербурге выставляется также в Эрмитаже.
Не соглашусь с теми