Портрет «Золотой Адели» Густава Климта

Шедевры мирового искусства

Женщина в золоте, она же Золотая Адель, она же Австрийская Мона Лиза, она же Адель Блох-Бауэр – перечисление имён собственных этой дамы с одноимённой картины Густава Климта подобно списку имён неуловимой преступницы из самой запутанной детективной истории. Но наиболее закрученные и увлекательные детективы пишет сама жизнь.

Кто она?

Её звали Адель, по-древнегермански «благородная». Из богатой семьи крупного банкира Морица Бауэра, занимающего руководящий пост в профессиональной ассоциации, в общем, из элиты еврейской диаспоры в Австрии. Адель с сестрой с детства были окружены предупредительными няньками и угодливыми слугами, росли в неге и безделии. С помощью армии учителей девочки получили отличное домашнее образование. Адель знала четыре языка, много читала. Романтичность, томность и хрупкая болезненность в этой девушке удивительно сочетались с высокомерием и гордостью миллионерши.

Замужество

Приближался зрелый возраст девочек. Отец озаботился подбором кандидатур женихов – задача ответственная, ведь надо выполнить главный принцип: деньги к деньгам. К тому же еврейский брак – это навечно, разводиться не принято. Выбор пал на братьев Блох, Фердинанда и Густава, пусть не очень молодых, но зато богатых. Они были крупными сахарозаводчиками, акции их предприятий стабильно росли в цене. Так 18-летняя Адель в 1899 году стала Блох-Бауэр, выйдя замуж за Фердинанда.

Знакомство Адели с Густавом

Замужняя дама высшего света должна иметь занятия и увлечения, общаться с аристократами и талантами. Адель нашла себе подходящее развлечение – содержание модного салона вполне соответствовало её интересам. Сюда съезжались литераторы, музыканты, художники и все сливки общества Вены. Захаживал сюда и Густав Климт, не только чрезвычайно талантливый и эксцентричный живописец, но и любвеобильный и настойчивый сердцеед. Порочный и обаятельный Климт не мог пропустить юную хозяйку салона, он опутал, очаровал и просто соблазнил её.

Тайное обдумывание мести

Поглощённый делами на производстве, Фердинанд долго ничего не знал об отношениях жены с модным художником, даже не догадывался. Но Климт, распущенный в сексуальных отношениях, особо не заботился о соблюдении тайны, и скоро вся Вена обсуждала его бурный роман с прелестной Аделью. Дошли слухи и до мужа. Фердинанд потерял покой и сон, обдумывая, как бы разлучить неверную жену с художником – драться или разводиться не вариант. Адельку (так Фердинанд её называл) надо проучить. И придумал.

План мести

Пусть у него не такое блестящее образование, как у жены, но он знает, что в древности для разлучения влюблённых использовали цепи, которыми их приковывали друг к другу, пока те от такой чрезмерной близости не возненавидят друг друга. Он закажет распутному художнику портрет Адели! Причём, надо упомянуть в договоре предварительное создание не менее сотни эскизов. Климт, привыкший к постоянной смене натурщиц и любовниц, не сможет долго терпеть одну-единственную и, в конце концов, он её не будет на дух принимать. И пусть не торопится, пишет несколько лет! Адель, видя угасание чувств Климта, одумается и поймёт, на кого она променяла прекрасного мужа. Ещё в контракте обязательно надо упомянуть огромный, разорительный штраф для художника за отказ от работы, чтобы у парочки не было возможности расстаться раньше времени. Да, контракт обезопасит Фердинанда от провала задуманного плана. К тому же бизнесмен-сахарозаводчик отлично понимал, что картина востребованного и оригинального художника — это весьма удачное капиталовложение.

Щедрый заказ

Контракт был подготовлен лучшими юристами, Климт заблаговременно приглашён на обед. Фердинанд вошёл в гостиную, уловив запах дыма от яблочного табака, который так любила Адель. Она возлежала на диванчике и, как обычно, курила. Как она была хороша и грациозна: стройный стан, тонкие черты лица, волнистые тёмные волосы – Фердинанд невольно залюбовался женой. Но не время для сантиментов: он сообщил, что к обеду прибудет Климт. Он, Фердинанд, решил сделать ему заказ. Адель, услышав новость, смешалась, что не осталось не замеченным мужем.

Климт, ответственный в делах, явился без опозданий. После обеда, в течение которого муж непрестанно шутил, а любовники избегали смотреть друг на друга, Фердинанд изложил Климту суть своего заказа и обратил его внимание на некоторые пункты контракта. А именно: никакой наготы, одобрение эскиза заказчиком, щедрый аванс… и не торопиться. Сумма контракта сразила художника и заставила его, не вникая особо, поставить подпись.

Портрет Адели Блох-Бауэр II 1912 г.Результат 4-летней работы

К портрету написана сотня эскизов, проделана кропотливая работа, часто прерываемая моделью, у которой то головные боли, то усталость, то нет настроения. Четыре года Густав Климт писал портрет Адели Блох-Бауэр и в 1907 году вручил его заказчику. Это был шедевр! Золотой мозаичный фон, такой же наряд и ореол вокруг главной героини – поистине золотая Адель. После выставки в Вене картина «Женщина в золотом» была отправлена на международную выставку в Манхайме, в 1910 году – в Венецию. Затем она вернулась к заказчику и украсила его богатую коллекцию живописи.

Описание картины «Женщина в золотом»

Картина написана в плоскостной технике – от перспективы, объёма предметов с тенями и полутонами художник отказался. Основной цвет – фон почти целиком и платье героини – золотой, живой и играющий. Главная героиня картины присела в кресло. Бледность и прозрачность кожи на обнажённых плечах, лёгкий румянец на щеках, чёрные волосы, убранные в пышную причёску, яркие губы – выписаны чрезвычайно мастерски. Тонкие нервные руки с изящными пальцами сцеплены перед грудью. Прямой взгляд чуть томных глубоких глаз героини заставляет зрителей в ответ так же внимательно вглядываться, а иных впечатлительных и тонуть в этом омуте.

Платье обтягивает фигуру, струящаяся шаль широкой золотой волной падает к ногам женщины. По платью и накидке хаотично рассыпались геометрические и природные элементы орнаментов, некая упорядоченность только на платье у зоны декольте. Кресло выделяют другие узоры.

Красный, синий, белый и зелёный цвета художником использованы минимально, по-видимому, для оживления картины в целом.

Размер полотна 138х138 см. Написана маслом на холсте.

Судьба реальной героини

Адель была довольно болезненной женщиной. Мечтала стать матерью, но дети сразу после родов умирали. Это было трижды. И она переключилась на детей своей сестры, особенно на младшенькую, Марию, которая часто навещала тётушку. Повзрослев, она приходила развлечь больную тётю, обсудить новости и посоветоваться насчёт модного фасона для бального платья. Полюбоваться картинами Климта, которые украшали стены богатого дома. Фердинанд так и промолчал о том, что знал о романе жены.

Климт умер в 52 года – в 1918 году от инсульта в собственной мастерской. Адель – через семь лет. Она тихо скончалась от менингита в своём доме в 1925 году, попросив мужа завещать некоторые полотна, среди которых и картина Густава Климта «Золотая Адель», музею Бельведер в Вене.

Картина в годы фашизма

Для Европы настали страшные времена. В 1938 году Австрия вошла в состав уже нацистской Германии. Начались преследования евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, оставив всё. Приглядывать за имуществом осталась Мария, любимая племянница Адели. «Женщина в золотом» в опустевшем доме теперь пристально вглядывалась в злодеяния фашистов. Гестаповцы забрали всё ценное (бриллиантовое колье, некогда украшавшее изящную шейку Адель, не раз замечали на жене Гимлера), потом вывезли картины для коллекции живописи Третьего Рейха. Гитлер, знавший Климта лично, не мог позволить находиться на всеобщем обозрении изображению явной еврейки. И картина была отправлена в недра подвалов, что, наверняка, спасло её от гибели в последующих бомбёжках и обстрелах в конце Великой отечественной войны. Оказалось, шедевр был спасён другом Марии Алоисом Кунстом, который в годы войны был внедрён к фашистам якобы их пособник. Кунст передал реликвию в Бельведер, а позже стал директором музея.

Картина после войны

Фердинанд Блох-Бауэр умер в ноябре 1945 года в Швейцарии, оставив новое завещание, по которому всё имущество передавалось его племянникам. Но о завещании никто не знал, Мария с мужем к тому времени уже перебралась в США. Она одна из родственников осталась в живых, когда завещание было обнародовано. Ей было уже 80 лет. Австрия переполошилась – отдать Америке такую реликвию! От возмущённых австрийцев звучали даже угрозы испортить полотно, лишь бы не расставаться с ним. Американская администрация не хотела обострений с австрийцами и тормозила ход дела. Только через семь лет борьбы Марии Альтман удалось сдвинуть процесс с мёртвой точки. Высший Суд США обязал Австрию вернуть пять шедевров Климта законной наследнице. Среди них был «Портрет Адели Блох-Бауэр».

Но Марию вполне устроила бы компенсация в 155 млн. долларов. Министерство культуры Австрии не имело такой возможности, был объявлен сбор средств по всей стране, австрийцы и не только с жаром включились в спасение «Золотой Адели» и сумма была почти набрана. Но этот ажиотаж привёл к решению Марии изменить размер компенсации, теперь она хотела 300 млн. долларов…

Прощание с Родиной

Провожать почти 100-летний символ Австрии вышла вся страна. А мимо многотысячных толп народа проехали равнодушные бронированные автомобили с реликвиями.

Теперь «Золотая Адель» экспонируется в Новой галерее в Нью-Йорке, для которой картину у Марии Альтман в 2005 году приобрёл Рональд Лаудер за 135 миллионов долларов США. Мария скончалась в 94 года в 2011 году.

Ох, и захватывающие события развивались вокруг шедевра в первое его столетие. Детективный клубок распутан не до конца: миф или нет история с местью, и кто знает, что картину ожидает дальше? Ясно одно: австрийская Мадонна, «Портрет Адели Блох-Бауэр» – неподдельное золото высочайшей пробы и достояние всего мира кисти великого австрийца Густава Климта.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector