«Венера Урбинская» Тициана – вечное совершенство

Шедевры мирового искусства

«Венера Урбинская» – знаменитое полотно Тициана, созданное мастером в зрелые годы. Написано маслом на холсте размером 119 х 165 см в 1538 году. Находится в старейшем музее Европы, в галерее Уффици (Флоренция, Италия).

Автор

Тициан Вечеллио (1488/90-1576) – прославленный итальянский живописец, представитель венецианской школы, одной из главных живописных школ Италии, в самый расцвет её развития. Годы творчества Тициана – эпоха Высокого и Позднего Возрождения, взлёта в обществе интереса к античной культуре, массового увлечения древнеримскими и древнегреческими героями. Писал портреты представителей высшей знати, картины библейского и мифологического содержания.

История заказа

Заказчиками Тициана были самые именитые и богатые итальянцы. Италия в те времена была разделена на владения-герцогства. Картина «Венера Урбинская» написана по поручению герцога Урбинского, главы государства Урбино, которым с 1508 года правил род делла Ровере. В год создания полотна властвовал 4-й герцог Урбинский, Франческо Мария I делла Ровере (1490-1538). Этот год стал последним в его жизни (в конце октября 1538 года правителя отравили). Собственным портретом в доспехах, а также написанным ему в пандан (в пару) портретом жены, герцогини Элеоноры Гонзага, созданными Тицианом двумя годами ранее, герцог остался очень доволен.

Прототипы и модели

Существует предположение, что образ жены и побудил герцога заказать картину с Венерой – их супружеству скоро исполнилось бы 30 лет. Они поженились в 1509-м и стали родителями пять раз. Герцогиня, конечно, не позировала мастеру, но прототипом стать могла. В пользу этой версии:

  • во-первых, портретное сходство – Венера лицом напоминает Элеонору Гонзага с выше упомянутой картины Тициана;
  • во-вторых, собачка, лежащая в ногах Венеры – та же, что и перед окном на портрете герцогини.

Моделью, скорее всего, стала возлюбленная самого художника. Она изображена на нескольких полотнах живописца, по крайней мере, на трёх («Портрет молодой женщины», работа 1536 года, экспонат Эрмитажа – одно из полотен).

Подобные черты лица и у дочери художника, Лавинии. Возможно, Тициан «Венеру Урбинскую» создавал, как собирательный образ, некий идеал, свидетельствующий о личных симпатиях и вкусах художника как мужчины. В этом он совпадал с желанием заказчика.

Описание картины «Венера Урбинская»

На полотне крупным планом изображена обнажённая молодая женщина –отождествление с богиней любви Венерой. Она спокойно возлежит на широкой постели и смотрит прямо в глаза зрителю. Одной рукой женщина облокотилась на пышные подушки, другой прикрывает от нескромных взглядов лоно. На ней лишь несколько украшений. Волосы тёплого медового оттенка, от лица собранные в аккуратную причёску, мягкой распущенной волной спадают на плечо.

На краю постели, в ногах героини лежит, свернувшись, маленькая собачка, белая в рыжих пятнах – вероятно, здесь, рядом с хозяйкой, она и спала всю ночь.

В глубине комнаты виднеется часть большого окна, из которого за колонной вырисовываются высокие деревья и рассветное небо. На его фоне чётко видна ваза с миртовым деревцем, стоящая на подоконнике. Вдоль стены под окном стоят сундуки; перед одним из них, открыв крышку, на коленях стоит девушка-служанка. Другая, уже с ношей на одном плече, в ожидании рядом. Они подбирают наряд для своей госпожи.

Часть просторной комнаты, предназначенная для сна, отделена от зоны с окном большой чёрной перегородкой-ширмой или стеной. На её фоне изображена верхняя часть тела Венеры, создавая яркий визуальный контраст и как бы абстрагируя героиню от событий, происходящих в комнате.

В картине множество символов

На протяжении всей истории существования изобразительного искусства художники, создавая картины, часто прибегали к языку символов. Их разгадка сегодня помогает лучше узнать авторов и понять их произведения.

На картине «Венера Урбинская» их много:

  • красные розы в руке героини, похожие на своего дикого сородича, шиповник, – символ любви (по легенде Венера поранилась о шипы белых роз. Кровь, попавшая на лепестки, окрасила их, и они из белоснежных превратились в алые);
  • миртовое деревце на окне символизирует счастье в браке и гармонию. Это ароматное вечнозелёное растение, излюбленное у римской богини Венеры, в Древнем Риме было популярным украшением в день свадьбы;
  • серёжка-подвеска в ухе из крупной, перламутрово-белой жемчужины говорит о чистоте и целомудрии девушки;
  • колечко на мизинце левой руки – символ будущего брака. Художник намеренно «надел» его на палец руки, прикрывающей святая святых – до замужества девушка должна остаться нетронутой;
  • собака во все времена – символ верности и преданности;
  • богато украшенные сундуки, итальянские кассоне, были непременным атрибутом девичьей комнаты – в них складывали приданое. Судя по ним, можно с уверенностью сказать, что для этой невесты припасены лучшие наряды и бельё;
  • белые простыни, смятые после ночного сна, и такие же белые подушки символизируют чистоту;
  • рассвет за окном – символ новой жизни.

Красноречивы и прочие детали на картине: одежда, причёски помощниц Венеры, явно дорогое и красивое платье, перекинутое через плечо стоящей девушки, украшения на стенах комнаты – всё это приближает Венеру к богатым и реальным смертным.

Тициан – последователь

«Венера Урбинская» кисти Тициана – явное заимствование у Джорджоне (1477/78-1510), который не успел завершить свою картину «Спящая Венера» (умер в 33 года от чумы в 1510 году). Сохранилось предание, как Тициан спас некоторые холсты Джорджоне от участи быть сожжёнными – в Венеции буйствовала чума и вещи погибших предавали огню, чтобы остановить страшную эпидемию. Увидев «Спящую Венеру», Тициан был потрясён: такого композиционного решения с обнажённым женским телом на переднем плане он ещё не видел. Картина погибшего собрата по кисти нуждалась в завершении, Тициан закончил её по своему усмотрению и годы спустя написал своё видение Венеры – её образ более жизненный, тогда как у Джорджоне героиня на фоне природы выглядит поэтичней.

Тициан – предшественник

В эпоху Возрождения нагота стала этически допустимой. Но эта норма касалась только богов и богинь. Традицию сломал испанец Франсиско Гойя (1746-1828), который рискнул в годы инквизиции написать обнажённой простую горожанку, маху. Картина «Маха обнажённая» (1795-1800), написанная на заказ для влиятельного человека, тщательно скрывалась её хозяином и демонстрировалась только избранным. Так что широкой публике явление обнажённой простолюдинки было неведомо.

Оскандалился подобной же картиной француз Эдуард Мане (1832-1883) – публика и в XIX веке была не готова к «ню» применительно к обычным людям. Непристойной и крайне вульгарной назвали картину «Олимпия» (1863) современники, они затравили художника, а ведь Мане был вдохновлён именно тициановской «Венерой Урбинской». Обе написаны в бытовой обстановке, в одинаковых позах, но французскому зрителю было ясно, что Олимпия Мане куртизанка, потому она и вызвала непримиримый шквал гнева.

Идеал красоты

Венера Урбинская Тициана в своей прекрасной наготе – воплощение женственности и эталон красоты, совершенно сопоставимый с современными представлениями. В этом гениальность художника, создавшего пять столетий назад венец творения, лиричный и одновременно реалистичный образ женщины, ставший классическим.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий