Описание картины Репина «Заседание Государственного совета»

Заседание государственного совета

  • Автор: Репин Илья Ефимович;
  • Год: 1903;
  • Место нахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
  • Размер: 400 х 877 см. Холст масло;
  • Цена: На продажу не выставлялась, не было независимой оценки.

Произведение выдающегося русского художника было закончено в конце 1903 года. На создание полотна по случаю векового юбилея Государственного совета России И.Е. Репин получил правительственный заказ. Картина выполнена маслом на холсте размером 400х877 см. Ценители искусства могут увидеть ее в Санкт-Петербурге, в зале 54 Михайловского дворца Государственного Русского музея.

Краткая биография И.Е. Репина (1844 – 1930)

Увлечение живописью проявилось у Репина рано, и в 1863 году уроженец Харьковской губернии отправился на обучение в Петербург. Первой большой работой Ильи Ефимовича стала картина «Бурлаки на Волге», вызвавшая восторг в мировом художественном сообществе. Всего за свою долгую жизнь он написал более 1000 картин, многие из которых известны во всех уголках земного шара. Репин считался настоящим реалистом, его творчество было наполнено идеей служения народу, поэтому искусство великого мастера дорого и близко людям.

Художник много путешествовал по России и Европе, а последние три десятилетия прожил в усадьбе Пенаты под Петербургом, где и был похоронен после кончины.

Описание картины

На картине «Заседание Государственного совета» Репин изобразил эпизод, когда сидящий под своим парадным портретом император Николай II закончил чтение грамоты, и началось вручение юбилейных медалей. Награды членам совета разносят секретари заседания.

Четкий ритм картине придают сочетания вертикальных элементов – колонны, украшающие зал заседания Мариинского дворца, многочисленные свечи в люстрах, фигуры людей. Настенные портреты и сферическая перспектива изображения выразительно подчеркивают иерархию государственной власти. Контрастные цвета на холсте – темные одежды участников совета на фоне белых колонн и документов – придают картине Репина строгую упорядоченность.

Художник реалистично показал типичные жесты беседующих чиновников и внимательные лица слушателей, наблюдательно подмеченные мастером в процессе работы. Глядя на полотно, кажется, что из его глубины доносится размеренная речь чиновников и официальная поступь секретарей. Зритель словно становится соучастником события, ощущая себя присутствующим в зале.

Кроме Императора Всероссийского на картине о юбилейном заседании Госсовета Репин изобразил многих известных людей своей эпохи, среди которых:

  • Михаил Николаевич – великий князь, Председатель Государственного совета;
  • Н.Н. Обручев – заслуженный профессор Николаевской военной академии;
  • Н.В. Муравьев – министр юстиции;
  • граф В.Н. Ламсдорф – министр иностранных дел;
  • С.Ю. Витте – министр финансов.

Несмотря на то, что часть участников заседания показаны со спины, лица людей вполне узнаваемы, а при всей масштабности картины никто из присутствующих не теряется среди остальных. Всего на огромном полотне размещена 81 человеческая фигура, что свидетельствует о решении огромных живописных и композиционных задач.

История создания полотна

Болезнь правой руки вынудила Репина привлечь к созданию картины двух ассистентов – Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. За несколько дней до торжественного заседания Государственного совета (7 мая 1901 года) Репин и его помощники приступили к работе. К юбилейной дате совета вся обстановка зала была нарисована. Фиксация его участников проводилась при помощи большого фотоаппарата.

Подготовительные работы завершились в течение лета, с осени в часы работы Госсовета Репин стал создавать портретные этюды. Илья Ефимович писал центральную часть полотна, Куликов работал слева, а Кустодиев – справа. Иногда каждый рисовал одного и того же человека, и, если Репин считал работу ассистента лучше своей, то отбирался этот вариант.

Иногда на сеанс приглашались сразу несколько членов совета, это требовалось для создания гармонии в цветовых связях и выбора оптимальной позы, отдельных людей звали повторно. Из-за коротких осенних дней и усилившихся проблем Репина с рукой работа сильно затянулась.

В начале 1904 года законченное произведение было продемонстрировано Императору и членам совета, все оценили его положительно. А сама картина стала не только выдающимся произведением своей эпохи, но и ее историческим документом.

Самые известные картины И Репина с названиями

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Добрый день, эта грандиозная по размеру картина, нужно еще раз посетить Русский музей и рассмотреть детали)

    Ответить