Жизненный путь и работы Михаила Врубеля

Русские Художники

Врубель – художник с трагической судьбой до последнего дня хранивший верность своему творчеству. Такие картины, как «Демон поверженный» знают все. Он навсегда останется в российской культуре как один из мощных и самобытных талантов, которыми гордятся поколения россиян и которых признал весь мир.

Ранние годы

Михаил Александрович Врубель – уроженец города Омска. Он родился 5 (17) марта 1856 года. Фамилия Врубель имеет польские корни, она происходит от слова wróbel — воробей. Отец будущего художника был военным, служил штабным адъютантом в Сибирском корпусе вооруженных сил Российской империи.

Мать его не отличалась крепким здоровьем и страдала от чахотки, она умерла очень рано, года Мише было всего три года. Он позднее писал – ему запомнилось, как мама, лежа в постели вырезала для детей игрушки – кукол, лошадей и прочее из бумаги. Сам Михаил тоже был слабого здоровья с ранних лет, он научился ходить только к трем годам.

Детская пора будущего художника была связана с переменой мест. Его отца вскоре направили в Астрахань, затем в Харьков. В этом городе Миша быстро освоил грамоту и пристрастился к чтению, поглощая книги и журналы. В 1863 году отец Михаила сочетался вторым браком на уроженке Санкт-Петербурга Елизавете Христиановне Вессель, которая стала заботливой мачехой его детям от первого брака. Она приложила много усилий к тому, чтобы укрепить здоровье Миши, и он позже с улыбкой припоминал, как его пичкали сырым мясом и рыбьим жиром.

В детстве в жизни Врубеля случилось первое соприкосновение с живописью. В Саратов, где проживала семья его отца, доставили копию фрески Микеланджело «Страшный суд». Картина потрясла мальчика, и как вспоминала его сестра, он описывал ее по памяти в малейших деталях.

Гимназическая пора застала будущего художника в Санкт-Петербурге, одновременно он развивал свои навыки рисования в Обществе поощрения художников. Затем был переезд в Одессу, где Михаил продолжил учебу в Ришельевской гимназии. Театр и живопись необычайно занимают его воображение.

Известные картины Врубель М:

Молодость

Юный Врубель выпущен из гимназии с золотой медалью – но пока не помышляет о пути живописца. Решено, что он будет учиться на юриста в Петербургском университете. Однако получить диплом специалиста он в итоге не сумел, университет выдал ему свидетельств «действительного студента» — самая низкая степень выпускника. В эти годы молодой Врубель уже не чурался богемного образа жизни. В этот период он написал несколько иллюстративных работ для различных литературных произведений – например «Свидание Анны Карениной с сыном». Эти работы пока еще нельзя назвать самостоятельными, «врубелевскими» в подлинном смысле слова.

Осенью 1880 года Михаил стал посещать занятия в петербургской Академии художеств, активно учился изобразительному искусству. Это оказало глубокое воздействие на его творческую манеру – он обратился к более лаконичному, скупому мазку и рисунку, свойственному его неподражаемой манере впоследствии.

«Первой ласточкой» стиля будущего Врубеля стал его незаконченный набросок «Пирующие римляне». Он как бы показывает в зародыше манеру письма будущего гения в период его расцвета – но талантливо выписанные детали соседствуют с небрежными, беглыми, и в этом сочетании уже ощутим особый «врубелевский» шарм.

Увы, официально закончить Академию художник так и не сумел. И осеню 1883 года Врубель перебирается в Киев, чтобы реставрировать церковь XII столетия. На Украине художник плодотворно занимается распиской церквей, пишет фигуры святых для реставрационных работ, самостоятельно обновляет изображение ангела в куполе Софийского собора. В тот же период из-под кисти художника вышла фреска в Кирилловской церкви «Сошествие Святого Духа на апостолов» — в ней гармонично уживаются византийские каноны и видение начинающего живописца.

Кстати, юный художник был отчаянно влюблен в жену своего киевского работодателя Эмилию Прахову, и как раз ее лицо запечатлено в лике «Богоматери с младенцем». Именно в Киеве Врубель стал настоящим художником. В этом городе он написал первый вариант своего знаменитого «Демона». Но навестивший Михаила отец не одобрил эту работу, и через некоторое время ранний «Демон», как и ряд других киевских работ Врубеля, был им уничтожен. В то время он перебивался с хлеба на квас, давал уроки в Киевской художественной школе.

В сентября 1889 года Врубель перебирается в Москву. Там судьба свела его с известным русским меценатом Саввой Мамонтовым. Первая большая и прославившая работа художника «Демон сидящий» стала олицетворением жуткой, демонической силы в контрастирующим с его грозной силой окружении цветущего сада.

До болезни

Зимой 1896 года Врубель повстречал свою будущую спутницу жизни – актрису Надежду Ивановну Забелу, это случилось на репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Он предложил ей брак едва ли не мгновенно. Ему было 40, а Надежде 28, они венчались в Крестовоздвиженском соборе в Женеве летом, 28 июля. В этот период художник обратился к дизайну театральных костюмов, декораций. Он своими руками делал костюмы для своей супруги.

Как сообщают очевидцы, первые признаки надвигающегося недуга появились у художника в 1898 году. Его терзали приступы головной боли, припадки раздражительности. Но его творчество вступило в пору настоящего расцвета. В это время увидели свет такие его шедевры, как «Пан», «Царевна-Лебедь». Причем первую картину художник написал в один день под впечатление новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир».

В 1901 году в семье художника случилось радостное событие. У него и его жены Надежды Ивановны появился сын. Мальчик был здоровый – но «заячьей губой». Его отец пишет портрет 6-мсячного сына, ставший удивительно проникновенным, полным сострадания, любви и щемящей грусти образом родительской любви. Сам художник напряженно работает над своим «Демоном поверженным», снова и снова переписывая эту картину. Говорят, что эта работа уже несет на себе отпечаток исподволь одолевающего Врубеля душевного недуга – кричащая композиция, эффектность, броскость, но отсутствие глубины.

Финальные годы

Состояние психического здоровья Врубеля неизбежно становилось все хуже. Он страдал от бессонницы, нервного напряжения, стал заносчив и говорлив. После того, как «Демон поверженный» был куплен у него за 3000 рублей. Художник ударился в загул и безрассудство. Его супруга с малолетним сыном сбежала от него в Рязань, и через некоторое время Врубеля госпитализировали в частную психиатрическую клинику. Буйные припадки врачам удалось утихомирить, и через некоторое время художник даже смог вернуться к своему занятию. Но для него все хорошее было уже позади.

Страшный удар последовал в мае 1903 года – после болезни умер 2-летний сын Врубеля. Итогом стало обострение болезни художника, и он сам настоял на новой госпитализации. Он морил себя голодом, изнурял работой над картиной «Азраил». Силы покидали художника, он не в силах уже был передвигаться самостоятельно. Много пишет жену – этим периодом датируется. Например, незаконченное полотно «После концерта», на котором Надежда позирует в платье, сшитом по эскизу мужа.

В это время художник получает широкое общественное признание. В российской культуре распространилось позитивное отношение к импрессионизму, и манера Врубеля как нельзя лучше отвечала новому взгляду на изобразительное искусство. На выставке экспонируется его «Жемчужная красавица» — тонкое и аллегоричное полотно.

В последние годы жизни Врубель утратил зрение. Это было особенно мучительно для творца, воспринимающего красоту мира глазами. Скончался великий художник 1 (14 апреля) 1910 года, как было записано в протоколе, «от прогрессивного паралича». Его жена скончалась через 3 года летом в возрасте 45 лет и была похоронена рядом с ним.

Этот художник занимает особое место в истории отечественного искусства. Он ассоциируется с модерном, символизмом, импрессионизмом и прочими течениями в живописи. Но по сути Врубель – уникальное явление, совершенно отдельно стоящее и мощное.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Евгения

    Рекомендую для прочтения.

    Ответить
Adblock
detector