После побоища Игоря Святославича с половцами – живописная поэма великого художника

  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
  • Год: 1880
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 205×390 см. Холст масло;
  • Цена: На аукционах не выставлялась.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» – полотно русского живописца Васнецова В. М., написанное на холсте размером 205х390 см в 1880 году. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник, сумевший на определённом этапе своего творчества связать воедино исторический жанр, романтизм, фольклорное направление и символизм.

Начав свой творческий путь с бытовых сюжетов, живописец пришёл к былинно-историческим темам. Позже появилось религиозное направление, и связанные с ним народные мотивы, обращённые вглубь веков, составили основной предмет внимания художника и его славу.

Предыстория

Замысел картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» вынашивался не один месяц. Источниками вдохновения стали литературные поэмы: древнерусская «Слово о полку Игореве» неизвестного автора XII века и пушкинская «Руслан и Людмила» (1818-1820). Здесь интересы художника и поэта пересекались – Пушкин также вдохновлялся древнерусскими былинами.

Созданию окончательного варианта картины предшествовало написание одиннадцати эскизов, которые отражают эволюцию взгляда художника на саму историю и отношение к ней. Так, сначала живописец намеревался изобразить кровавую битву, жаркий бой и самые острые его моменты. Соответствующим был и интенсивный колорит подготовительных работ – отражающим тревогу и высшее напряжение.

Работая над эскизами, художник погружался в тему без остатка. Стремясь быть один на один с историей, моментально занавешивал холст, стоило кому-нибудь зайти в мастерскую. Декламируя «Слово…» (многие места он знал наизусть), Васнецов всё больше убеждался, что самым трагичным и глубоким станет изображение поля битвы после боя, когда уже нет физического накала. Только звенящая тишина над бескрайним простором, усеянным телами погибших.

Описание картины

Широкое поле ранним летним вечером. Тускнеющий шар солнца близок к горизонту, но ещё хорошо освещает сочные травы и полевые цветы, среди которых вповалку лежат мёртвые тела недавно сражавшихся воинов. Их амуниция отсылает зрителя на 800 с лишним лет назад.

Незадолго до этого тишина мирного пейзажа была нарушена беспощадной битвой заклятых врагов, русичей и половцев. Вокруг кипели злоба и решимость каждого биться до конца. Под лязг металла и свист стрел, с криками и рычанием сплетались в схватке противники, воины со стажем и совсем молодые юнцы.

Русичи проиграли, но и те, и другие оказались равны перед смертью. Картина – только часть того страшного необозримого поля…

В центре полотна лежит навзничь убитый стрелой юноша. Написанный в светлых тонах, он безмятежен и кажется сияющим, словно святой. Из-под одежды выбился нагрудный крест. Образ этого молодого бойца заставил трепетать Чистякова Павла Петровича (1832-1919), учителя Васнецова: «Я его знал и живым!».

Другие погибшие либо отброшены смертоносным оружием соперника, либо, сцепившись с ним, так и приняли смерть вместе.

Всё стихло, природа спокойна и прекрасна. Теперь наступает время стервятников. Что ж, нормальный ход жизни, как бы грустно не было.

Полевые цветы, повсюду растущие на арене битвы, служат символами бытия. Они, трепетные и нежные, подчёркивают тщетность войн, а сама природа взывает к жизни.

XII век – как это было

Май 1185 года. Русский князь Игорь Святославич вознамерился в срочном порядке выдвинуться навстречу половцам, готовившим нападение на Русь. Князь торопился, привлёк родственников (князей соседних земель), и они со своими войсками двинулись в поход. Происходило это в безбрежных донских степях.

Половцы, объединив множество племён, подготовились более основательно. Они встретились с русичами на берегах реки под названием Каяла (однозначного мнения, что это за река сегодня, нет). Три дня сражались воины, но русские князья были пленены, а войска разбиты.

Половцы двинулись на Русь дальше. Русские князья учли ошибку Игоря Святославовича, которая состояла в спешке, объединились большими силами, скоординировали свои действия и разбили врага.

P.S. Князь Игорь бежал из плена, но у половецкого хана Кончака остался его сын Владимир, впоследствии женившийся на ханской дочери Свободе. От этого брака родился сын Изяслав. По прошествии двух лет после побега из плена князя Игоря Владимир с семьёй переехал на родину.

Судьба картины

Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» представил зрителям на 8-й Передвижной выставке. Мнения самих художников, членов Товарищества, разделились.

Так, Репин отметил новаторство автора и назвал произведение «глубоко поэтической вещью». Чистяков искренне восхищался. Крамской был обескуражен, собственное недоумение мешало ему составить чёткое мнение относительно картины. Известный общественный деятель и критик Стасов посчитал картину излишне академичной и упрекнул автора в том, что тот слишком увлёкся условностями. Журналисты столичных изданий наперебой обвиняли художника в «воспевании трупов».

Васнецов, конечно, был огорчён непониманием и резкими оценками, ведь эта работа была буквально взлелеяна им. Она стала первенцем художника в былинно-историческом стиле. Но всё новое часто принимается обществом в штыки, даже самое гениальное. Надо только суметь отсечь губительные суждения, с чем Виктор Васнецов с успехом справился и вырос в большого мастера, искусного выразителя духа русского, силы и души Руси, её исконности и незыблемости.

Коллекция известных картин Васнецова

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий