История создания и описание картины Васнецова «Ковер-самолет»

1880 г.Виктор Васнецов был сыном священника и одним из участников многочисленных выставок художников-передвижников. Он является одним из первых живописцев, изображающих былинно-сказочные сюжеты.

История создания картины

Ранее Виктор Васнецов уже обращался к сказочно-исторической тематике. Одна из таких картин «Побоище Игоря Святославовича с половцами». Именно после написания этой картины живописцу поступил очень необычный заказ.

Картина создана, благодаря Савве Мамонтову – меценату, который был председателем правления начинающей строиться Донецкой железной дороги. Для кабинета правления он заказал три полотна, которые бы отображали бескрайние возможности людей по перемещению после постройки Донецкого железнодорожного полотна.

Савва мамонтов настаивал именно на фантастическом сюжете, что Васнецов и отобразил в своем полотне «Ковер-самолет». Однако, члены правления сочли сказочные мотивы не уместными в рабочей атмосфере кабинета, поэтому меценат выкупил полотно. Долгое время картина оставалась в личной коллекции Мамонтова.

Кстати, эксперты считают, что меценат сам виноват, ведь в заказе он указал только, что должна быть сказочная тематика на тему полетов, а никаких подробностей касательно самого сюжета картины художнику не дал.

Позднее картина была отдана на суд общественности. И здесь мнения оказались прямо противоположными. Одни восхищались полотном, а другие осуждали работу. Но художник после выставки становится известным. По словам самого Васнецова, картина отображает веру людей в светлое будущее. В эту работу живописец вложил всю любовь к народному творчеству и собственное понимание мудрости народных былин.

Описание картины

С первого взгляда в глаза бросается яркое пятно посередине картины. В центре изображен Иван-царевич с клеткой, в которой томится сверкающая жар-птица, на ковре-самолете. Сам ковер похож на гигантскую птицу с изогнутой головой и широко раскинутыми крыльями. Иван-царевич мчится на своем летающем транспортном средстве через безграничные просторы России, над реками и полями.

Он возвращается домой с взятой в плен сказочной птицей. На первый взгляд кажется, что в руках героя фонарь, и только потом зритель видит, что это клетка. По сути своей картина воплощает мечты людей и веру их в светлое будущее. Иван-царевич олицетворяет собой стремление к лучшему, желание творить и побеждать. Он уверенно стоит на ногах на, казалось бы, зыбком транспортном средстве. Иван не боится упасть, он уверен в себе и своем будущем, ведь он – победитель.

Фон картины, в противоположность основному мотиву, не отличается яркостью. Это тусклый, безжизненный пейзаж, который немного разбавляют розоватые краски рассветного неба. Совы и голые черные деревья олицетворяют собой все плохое, что может случиться в жизни человека. И сказочная птица в клетке – единственный яркий источник света на картине. Полупрозрачный месяц, изображенный на заднем фоне, не идет ни в какое сравнение по яркости со сказочной птахой.

Художнику удалось мастерски изобразить отрывок известной народной сказки. Волшебство здесь показано живописными приемами. Однако, в целом работа выглядит убедительно, в ней нет излишних фантастических деталей.

В целом картина символизирует желание людей взлететь над невзгодами, которые в полотне отражены унылым, где-то даже страшноватым пейзажем и совами. Она олицетворяет стремление быть выше всяческих невзгод, тягот и серости обыденности.

Сейчас оригинал полотна выставлен в Нижегородском художественном музее. Посетив его вы сами сможете оценить все мастерство Виктора Васнецова.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector