Рене Магритт – на перекрёстке сна и яви

Художники разных стран

Рене Магритт – бельгийский художник ХХ века, автор тонких и мистически загадочных картин в стиле сюрреализм. Нет однозначных объяснений его коллажам – каждый размышляющий зритель находит в них что-то своё.

Происхождение

Родился 21 ноября 1898 года в небольшом городе Лессин, что в сорока километрах от столицы Бельгии Брюсселя, в семье предпринимателя и модистки. Коммерческая деятельность отца, Леопольда Магритта, была связана с торговлей тканями, в одной из швейных мастерских он и познакомился с Региной Бертиншан, будущей женой. Рене стал первым ребёнком в семье. Через два года Магритты переехали в Гилли, здесь с разницей в два года появились на свет ещё два мальчика, Пол и Раймон. В 1904 году семья перебралась в Шатле. Здесь в 1910 году Рене закончил начальную школу. Край, где жили Магритты, славился богатыми угольными рудниками и позволял отцу успешно вести бизнес. Это давало возможность семье жить безбедно и даже иметь слуг.

Первая встреча с Художником

Магритты часто переезжали с места на место. В Суаньи, где жила мать отца семейства, бабушка Рене, он ещё ребёнком впервые встретил на улице рисующего человека, что произвело на него магическое впечатление. Уличный живописец своими «волшебными» манипуляциями посеял в душе Рене ощущение, что художник существо всемогущее. В 6 – 7 лет он начал рисовать, чуть позже посещать музеи. Отец одобрял увлечение сына, ему нравились его рисунки и в целом он благоприятствовал развитию таланта Рене.

Трагедия в семье

Весной 1912 года в семье случилось несчастье, которое стало для Рене самым острым воспоминанием детства: склонная к депрессиям мать будущего художника утопилась в реке. Она и раньше несколько раз пыталась свести счёты с жизнью, мужу приходилось запирать её. На этот раз она завершила задуманное: вышла ночью из дома в одной ночной сорочке и бросилась с моста в Самбру, реку, на берегах которой стоял городок Шатле. Больше двух недель не удавалось найти тело. При извлечении из воды голова погибшей была окутана мокрой тканью сорочки. Этого дети, конечно не видели, но наверняка слышали и представляли себе всю трагическую ситуацию. Это страшное видение приходило в голову впечатлительного юного художника, преследовало всю жизнь, то отступая, то обостряясь. Спустя годы, оно вылилось в серию картин, на которых люди изображены подобным образом. Но по словам самого художника, смерть матери, вернее, последующие за несчастьем события, связанные с повышенным вниманием к их семье, принесли ему даже некоторое удовольствие, ему понравилось ощущать что-то вроде известности.

Спустя год Леопольд с тремя сыновьями из Шатле перебрался в Шарлеруа. Теперь воспитанием мальчиков занимались гувернантки.

Учёба и стремление к самостоятельной живописиСын человеческий 1964 г.

В 1914 году разгорелась Первая мировая война, в которую Бельгия вступила 4 августа – когда оккупационная германская армия пересекла её границу, нарушив нейтралитет страны. Начались ожесточённые бои, но Рене был ещё мал, чтобы служить в армии. В конце 1915 года он бросил школу и поехал в Брюссель с единственной целью, как только будет возможно, пойти учиться в Королевскую академию изящных искусств. Занятия начались в конце 1916 года. Магритт был вольнослушателем, причём своенравным – выхватывая на уроках что-то важное для себя, пренебрегал прочим. Много писал, но посещения Академии становились всё реже, спустя два года Рене бросил её. К тому времени закончилась война.

Магритт среди бельгийских художников

Со времени своего приезда в столицу Магритт постепенно вливался в творческий круг, знакомился с поэтами, архитекторами и художниками разных направлений. Так, он оказался среди дадаистов, авангардистов, движение которых только зародилось в годы войны как ответ на целесообразные и логичные действия людей, в том числе правящих миром. Иррациональность и неприятие признанных канонов как принципы дадаизма были близки Магритту. Он в дружбе с абстракционистом Флоке – в 1919-1920 годах они вместе снимают студию. С братьями Буржуа, поэтом и архитектором, выпускает несколько номеров журнала.

В 1919 году Магритт начал выставляться. Работы вполне соответствовали своему времени – сначала это были не картины, а афиши, затем публика увидела и холст. Ранние произведения художника созданы под влиянием новейших тогда направлений в изобразительном искусстве кубизма и футуризма.

Личная жизнь

Со своей будущей женой, Жоржеттой Берже, Рене познакомился в 15 лет, когда жил в Шарлеруа. Девочка была младше на 3 года. Подростки дружили до начала войны, затем семья Жоржетты уехала в Брюссель. Здесь и произошла их случайная встреча, 6-летняя разлука не помешала молодым людям узнать друг друга. Детская симпатия и юношеский трепет переросли в любовь. Но предстояло пережить ещё одну разлуку – в 1920 году Рене призвали в армию. В 1921-м он вернулся к невесте, и 28 июня 1922 года состоялось бракосочетание. Со временем у Жоржетты проявились проблемы со здоровьем – она не могла выносить ребёнка (происходили выкидыши). Супруги смирились с тем, что у них не будет детей, и, чтобы наполнить дом и свою жизнь, завели собаку, померанского шпица, с которым ходили везде: и в кафе, и в кино.

Жоржетта любила порядок и была неревнивой женой, к посиделкам мужа с друзьями относилась спокойно. У супругов всегда были тёплые отношения. Художник говорил, что всех женщин писал со своей музы, любимой жены. Лишь однажды, в 1936 году, Магритт заскучал в спокойном браке – влюбился в экстравагантную Шейлу Легг, эпатажную художницу. Жоржетта в ответ увлеклась другом семьи, Полем Колине, да так, что попросила развода. Только война (оккупация фашистами Бельгии в 1940 году) отрезвила супругов, и они воссоединились. Больше не расставались.

Спал художник по 12 часов в сутки, остальное время свободно работал, мастерской у него никогда не было, писал в основном на кухне (самом тёплом помещении в доме). Вёл простой, совсем не богемный образ жизни, не любил путешествовать и вообще перемены.

Шаги к сюрреализму

В начале 1920-х Магритт кубист. С 1923 по 1926 год – художник на печатной фабрике, создаёт рекламные и информационные плакаты. Контракт с галереей Сенто позволил ему оставить эту работу и заняться собственной живописью. По воспоминаниям художника, понимание собственных желаний, особенно касательно тщательного выписывания предметов, пришло в 1925-м. В плакатной манере, бесхитростной и минималистичной, были созданы первые работы. Открыло счёт сюрреалистических картин произведение «Потерянный жокей». В 1927 году прошла первая выставка картин Рене Магритта, но фурора не случилось.

Переезд в ПарижВлюблённые 1928 г.

Французская столица в те годы стала центром притяжения разноплановых художников, сюрреалисты не стали исключением. Магритт уже достаточно зарабатывал творчеством, и в 1927 году он с женой едет в Париж. Здесь знакомится с Анри Бретоном и вливается в его объединение сюрреалистов. В спорах с другими художниками Магритт всегда отстаивал свою индивидуальность. Отрицая заложенный в картины психоанализ, обретал и оттачивал собственный парадоксальный стиль, больше философский, чем психологический. Считал своим открытием «перетекание предмета в предмет, отличный от себя», немедленно запечатлевая метаморфозы на картинах при внезапных озарениях. Понимания среди сюрреалистов не находил, пока за него не вступился Дали, который опубликовал лестный отзыв о «Вероломстве образов» в газете. Но перемирие длилось недолго: атеист Бретон, заметив, что Жоржетта носит крестик, в ультимативной форме призвал её избавиться от «этого предмета». Но получил отказ, вместе с которым отношения дали трещину.

Дома лучше, но 1930-е были нелегки

Обстановка непонимания в Париже и материальные трудности вынудили Магриттов уехать в Брюссель. Рене снова взялся за оформление плакатов, афиш, пластинок и выставочных конструкций. Постепенно выровнялась ситуация с деньгами, живописец выставлялся в новом Дворце изящных искусств. В целом в 1930-е годы картин писал мало, но в те редкие, на которые всё же хватало времени, вкладывал максимум творческой мысли – им свойственна лаконичность, смысловая сложность и ёмкость. Эти годы были нелёгкими для Магриттов, положительным моментом было примирение с Бретоном, а также прочими сюрреалистами в 1933 году.

Годы Второй мировой войны

Началась война. Сильной армии у Бельгии не было и 28 мая 1940 года она капитулировала. Для страны начались годы оккупации с принудительными работами, отправкой бельгийцев в Германию, политическими и национальными репрессиями. На фоне бед и пессимистичных настроений общества художник перестраивается – яркие и радостные картины Рене Магритта с описаниями природы, понятными, выразительными и приятными для глаза, призваны поднять дух людей. Это светлые произведения под названиями: «Возвращение», «Раннее утро», «Благоприятное знамение» и другие. Бретон с коллегами не оценили такого поворота и поторопились исключить Рене из рядов сюрреалистов, хотя после войны его творчество явно возвращалось к привычному стилю.

Последние годы жизниУсловия человеческого существования 1935 г.

Но Магритт больше не стучался к сюрреалистам – он придумал собственный, свободный и индивидуальный стиль «магический реализм». Новых работ создаёт не так много, и чтобы не нуждаться, кроме заработков рекламой и дизайном, пишет повторы своих самых популярных работ. Они дают стабильный доход, хоть и не большой. В 1947 году Магритта берёт под своё крыло Александр Йолас, владелец галереи Хьюго, ставший дилером художника. По его совету Рене фокусируется на старых, но привлекающих публику образах и создаёт из них новые комбинации.

Известность обрушилась в конце 1950-х, когда художнику было почти 60. На мировой художественной сцене появился поп-арт, что привлекло внимание к творчеству незаурядного Рене Магритта, произведения которого стали выставляться по всей Европе, а затем и за океаном. Живописец даже совершил поездки в Италию и США. С того времени образы, созданные живописцем, стали интересны широкой публике и часто тиражировались в массовой культуре. Мэтр из Бельгии теперь мировая звезда. Он пишет частные заказы, настенные панно. С 1956 года пробовал себя даже в качестве режиссёра – его «холстами» стали небольшие сюрреалистические фильмы, где актёрами были его друзья. Успех и слава окрылили художника – он берётся за новое для него дело – создание бронзовых скульптур, конечно, сюрреалистичных. В 1967-м успел сделать несколько восковых фигур на основе образов из его же картин. В бронзе они были выполнены только после смерти мастера.

Умер сюрреалист Рене Магритт 15 августа 1967 года от вполне реалистичного, но непонятного и непобеждённого рака поджелудочной железы. Ему было 68 лет.

Самые известные картины Рене Магритта

За свою жизнь художник написал около двух тысяч картин. Создал много повторов и вариантов сюжетов, потому что арт-дилер нередко снабжал его специфическими заказами – интерпретациями популярных образов по-новому.

Наиболее известны картины Рене Магритта под названиями:

  • «Влюблённые» (1928);
  • «Условия человеческого существования» (1933, 1934);
  • «Любовная перспектива» (1935);
  • «Пронзённое время» (1938);
  • «Вероломство образов» (1948);
  • «Голконда» (1953);
  • «Империя света» (1950-е);
  • «Личные ценности» (1952);
  • «Большая семья» (1963);
  • «Сын человеческий» (1964);
  • «Препятствие пустоты» (1965).

Как истинный сюрреалист, Магритт большое значение уделял слову, то есть названию картины. Мучительно искал меткое, советовался с друзьями, но, как правило, давал своё. О толковании своих работ говорить не любил, утверждая, что в них нет символов, но эти слова были покрывалом, скрывающим глубоко личное. Смотреть и думать каждый зритель должен сам.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий