«Сын человеческий» — портрет многих

Сын человеческий 1964 г.«Сын человеческий» – наиболее известная картина бельгийского художника ХХ века Рене Магритта. Произведение написано маслом на холсте размером 116 х 89 см в 1964 году. Находится в частной коллекции.

Автор картины

Рене Магритт (21.11.1898-15.08.1967), несмотря на разную художественную стилистику в течение жизни, вошёл в историю как яркий сюрреалист, который запоминается глубокой и неоднозначной философией образов, раскрывающейся по-разному для каждого зрителя. Его картины – увлекательные головоломки, каждый предмет в них не случаен и даёт зрителю бесконечный объём пищи для размышлений. Сущность факта скрывания людьми своего глубинного содержания, завуалированного и окутанного тайной, всегда занимала художника. Одним из исследований этой загвоздки и стал «Сын человеческий».

Описание картины

На картине изображён мужчина практически в натуральную величину. Фигура обрезана нижним краем картины – ноги художник не рисовал. Герой явно находится на благоустроенной набережной моря, у невысокого парапета из каменных блоков. За его спиной морская гладь в туманной дымке, сливающаяся на горизонте с голубым небом, на котором только начинают сгущаться лёгкие тучки. Мужчина одет как среднестатистический, деловой герой своего времени: белая рубашка, застёгнутая на все пуговицы, красный галстук под отложным воротничком, чёрное пальто сверху. На голове фетровая шляпа с полукруглой тульей – котелок по европейской моде тех лет, когда картина писалась. Мужчина стоит ровно, руки по швам, плечи расправлены, лицом к зрителю. Стоит анфас, но лица зрителю не увидать – оно скрыто красивым, круглым и блестящим, зелёным яблоком со свежими, упругими листочками на плодоножке. Только краешки глаз видны, но ничего не разгадать по ним.

Провокация для интеллектуалов

Именно так искусствоведы зачастую называют эту картину. Рене Магритт «Сына человеческого» писал в зрелом возрасте, будучи уже мудрым, многоопытным человеком. Впервые подобный образ возник в творчестве художника в 1926 году, затем не раз повторялся, и вот в 1964-м герой «спрятал» лицо.

Выбор яблока в качестве «завесы» преднамеренный – его плод для разных народов многонациональной Европы символизирует:

  • Здоровье и жизненную силу;
  • Мир и власть;
  • Знание и мудрость;
  • Счастье и бессмертие.

Кроме того, шарообразная форма яблока обозначает Вечность, у которой нет ни начала, ни конца. Плод яблока у христиан, с одной стороны, путь совращения первых людей, Адама и Евы, с другой, спасение их.

К каким смыслам обращается художник? Подростком переживший трагическую смерть матери, современник и очевидец как бешеных темпов развития ХХ века, так и страшной войны, Рене Магритт мог апеллировать ко всем сразу смыслам и значениям. Высота возраста и опыт это уже позволяли.

Настоящий автопортрет

Сам художник никаких письменных объяснений своим произведениям не оставил. Сохранились лишь тексты его интервью, к подготовке которых он, кстати, относился очень скрупулёзно – предпочитал заранее ознакомиться с вопросами и срежиссировать ответы. Причина такого отношения к беседе с журналистами сюрреалистичным языком как раз и раскрывается в картине «Сын человеческий» – у каждого есть тайны, и это нормально, и это правильно. Без обдумывания и подготовки ответов можно было случайно выдать корреспонденту тщательно скрываемое, личное, что не для показа и не для чужих ушей. Ведь любую информацию обыватель может интерпретировать по-своему, потому и ставят люди между собой и любопытным обществом некую ширму, надевают маски, предъявляя видимое, чтобы не дать разглядеть скрытое. Иногда и от самого себя.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector