Рене Магритт «Влюблённые». Что это за картина?

ВлюблённыеПроизведения Рене Магритта похожи на философские загадки, выраженные на холсте. А картина «Влюблённые» — одна из самых таинственных его работ. Написанная маслом, это картина размерами 54 х 73,4 см. Она увидела свет в 1928 году, и поныне можно увидеть её в Нью-Йоркском музее современного искусства. Отсылки к ней часто используют в современном искусстве — на обложках альбомов, в креативных фотосессиях с пакетами вместо ткани на лицах влюблённых. Но что же скрывает это произведение сюрреалистического искусства?

Двойственность смысла

Начать можно с того, что картина эта существует в двух вариантах. Оба они изображают мужчину и женщину, чьи головы скрыты под белой тканью. На одной версии картины они целуются, не снимая этих странных покровов, на другой же — как будто смотрят на зрителя (если, конечно, сквозь эту ткань можно смотреть).
Такой же раздвоенностью отличается и толкование названия картины. Его традиционно переводят как «Влюблённые», но это могут быть и «Любовники». Если дело обстоит так, то белая ткань — метафора тайны, окутывающей людей, вступивших в секретную связь. И не только тайны, но и стыда, ведь они, с одной стороны, любят друг друга, с другой же — действуют за спинами у своих семей.
Если же перед зрителем именно «Влюблённые», то символизм белой ткани может быть совершенно другим. Ведь влюблённый человек в какой-то степени слеп, он не хочет видеть ничего, кроме своей любви. Вот и эта пара отгородилась от реальности, скрыв свои лица.
Более того, любовь не только слепа, но от неё и голову частенько теряют. Вот автор и заставил своих персонажей потерять головы. В прямом смысле слова.

Не дотронуться

Некоторые искусствоведы полагают, что автор вложил в картину ещё и другой смысл — то, что герои не могут по-настоящему прикоснуться друг к другу. У них нет подлинной близости, между ними ткань и они к тому же не видят лиц друг друга. Это придаёт картине ещё более меланхоличное и философское настроение.
С другой же стороны, возможно, эта пара изображена, напротив, настолько самодостаточной, что они даже смотреть ни на что не хотят. У них есть чувства, которые сильнее, чем зрение. Такая трактовка тоже имеет право на жизнь. Тем более, автор и сам женился на девушке, которую любил с возраста 15 лет и прожил с нею долгую жизнь — что это, как не доказательство истинной глубины чувств?

Страшное воспоминание

Есть версия, что изображённые на картине белые тканевые покровы — отголоски жуткой истории, произошедшей с Магриттом в его юные годы. Когда художник был подростком, его мать решила уйти из жизни, утопившись. Когда её тело было найдено, лицо его было скрыто белой сорочкой, которую носила мать.
Вероятно, это зрелище так повлияло на Рене Магритта, что это нашло отражение в его творчестве. Ведь мотивы закрытого тканью лица возникают и в других его работах. Тогда картина приобретает пугающий оттенок.

Поклонник кинематографа

Есть и более оптимистичная трактовка истории этой картины. Известно, что автор был большим фанатом кинематографа, жадно поглощавшим новые картины. И огромное впечатление на него произвёл фильм о Фантомасе. Магритта захватили многие образы и мотивы, задействованные в этой фильме — от пряток до скрытых лиц. Так что, вероятно, эта картина — дань любимому фильму.

А что же говорил автор?

Сам же Магритт отказывался что-либо объяснять о своих работах, оставляя их понимание на усмотрение ценителей искусства. Он говорил, что если его картины и скрывают тайну, то она непознаваема. Возможно, поэтому его работы столь загадочны и многозначны, чтобы каждый, кто их видит, мог поразмышлять о смысле того, что изображено на холсте.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector