Амедео Модильяни – поздно признанный

Художники разных стран

Художник ХХ века Амедео (Амадео) Модильяни, произведения которого при жизни автора почти не замечались его современниками, обрёл славу лишь после смерти. На сегодняшних аукционах цены на его картины поражают рекордами и уже подбираются к цифре в двести млн. долларов.

Происхождение и детство

Амедео родился 12 июля 1884 года в большой еврейской семье (он стал четвёртым ребёнком) в портовом Ливорно (Италия). Отец был выходцем из Рима, когда-то семейным делом была лесоторговля (владели обширными угодьями) и угольные шахты. Теперь дела расстроились, и мать, родом из Марселя, вынуждена была переводить для издательств и преподавать французский язык. Именно родственники по материнской линии (сама мать, её отец и сестра, которые жили все вместе) в большей степени занимались воспитанием детей и сформировали их взгляды на жизнь, а хрупкий романтичный Амедео как-то по-особенному смотрел на окружающий мир.

Болезнь выявила наклонности

С детства Амедео не отличался крепким здоровьем и часто простужался, несмотря на заботу любящей матери, тёплый климат и морской воздух Лигурийского побережья. Серьёзно заболел в 11 лет, это было воспаление лёгких (плеврит). Через два года, едва восстановившись, подхватил тиф, в те годы неизлечимый. Инфекция терзала его щуплое тело, родные боялись, как бы эта горячка не унесла жизнь их бедного мальчика, который беспрестанно бредил. По легенде именно в это время обозначилось пристрастие Амедео к живописи – подолгу находясь в состоянии нарушенного сознания и бессвязно бормоча, он иногда произносил вполне различимые слова. Часто в них можно было разобрать упоминания известных шедевров итальянских художников. Мальчик в такие моменты как будто видел их, в лихорадке вспоминал фрески и полотна даже подетально, восхищаясь мастерством авторов.

И случилось чудо – Амедео выздоровел. Но был очень слаб, и на семейном совете решили, что ему лучше оставить школу и заняться рисованием – быть может, это призвание и оно поможет ребёнку окрепнуть телом и духом.

Учёба в Италии

14-летнего Модильяни устроили в студию к местному художнику Микели, приверженцу импрессионизма, здесь он брал уроки рисования с 1898 года. Параллельно занимался в мастерской Ромити, специализирующейся на обнажённой натуре. Увлечённость юноши росла, забывая обо всём, он переусердствовал и вновь заболел. На этот раз его вывел из строя туберкулёз, поэтому по совету врачей конец 1900 – начало 1901 годов он провёл в поездке с матерью на Капри. Во время путешествия они побывали в Риме и Неаполе, в столицу Амедео вернулся и следующей зимой.

Весной 1902 года Модильяни в компании своего старшего товарища художника Оскара Гилья отправился во Флоренцию. Целью была знаменитая

Scuola libera di Nudo – эта школа специализировалась на обнажённой натуре, которая интересовала всё больше. Через год друзья уже в Венеции, где Модильяни учится в Институте изящных искусств.

В каких бы городах Италии ни был начинающий художник, везде он ищет музеи и церкви. Работы старых мастеров восхищают юношу и вдохновляют на продолжение учёбы. Увидев на выставках в Венеции работы (картины и скульптуры) французских импрессионистов, загорелся новой идеей –творческая среда Парижа сулила понимание его как художника, интересные знакомства и стимул к творчеству.

ФранцияЕврейка 1908 г.

Париж начала ХХ века – сердце мирового искусства. Сюда съезжаются молодые художники, которых захватывает атмосфера новаторства. Они творят в невиданных стилях и скоро становятся звёздами. Окрылённый надеждами, в 1906 году сюда приехал Модильяни и начал с музеев и храмов. Перебравшись из отеля, где жил поначалу, в съёмную студию на Монмартре и поступив на учёбу в Академию Коларосси, начал обрастать знакомствами с неординарными личностями, художниками и поэтами. Через месяц-другой элегантный костюм молодого итальянца сменился простым, часто помятым, а стоячие от крахмала воротнички – шёлковым шарфом красного цвета. Ведь он старался не отставать от творческого бомонда, а вести соответствующий образ жизни с присущими ему тогда алкогольными излишествами, скандалами и гашишем. Но денег, которые присылала мать, катастрофически не хватало, а судьба его уже была тесно связана с другими. К счастью, пристрастия всё-таки не мешали творческим исканиям. По словам самого художника, алкоголь, изолируя от внешнего мира, помогает проникать во внутренний. В работе он был настойчив и упорен, но… заработать не получалось.

Покровитель и друг

В те годы доктор Поль Александр, коллекционер и любитель живописи, и его брат Жан сдавали большой дом на Монмартре. За очень скромную плату здесь селились молодые таланты, а в 1907 году среди них появился Модильяни. С этого времени он нашёл в Александре не только друга, советчика, посредника между художником и заказчиком, но и спонсора, который купил несколько картин и сотни рисунков и эскизов. Благодаря влиянию Александра художник начал выставляться в Салоне независимых, но произведения Амедео Модильяни тогда не снискали внимания публики, все интересы которой были захвачены модным кубизмом.

Дружба эта продлилась 7 лет (до призыва врача в армию с началом Первой мировой). В галерее художника есть портрет покровителя, ставшего настоящим другом. Много позже (только в 1968 году, после смерти мецената) выяснится, что он бережно сохранил все работы Модильяни. Эта коллекция тогда поистине осчастливила искусствоведов и ценителей живописи.

СкульптураЖанны Эбютерн

Если Модильяни картины сбывал с трудом (по воспоминаниям Анны Ахматовой, он «не имел и тени признания и был окружён плотным кольцом одиночества»), также как сначала доставал холсты и краски для них, то что делать с новым влечением – художник всё больше интересовался скульптурой, которая требовала гораздо больше средств. Ходили слухи, что одержимый идеями молодой скульптор ворует материал со строек, но это никогда его не волновало.

В 1911 году он представил публике несколько каменных голов в ателье знакомого художника, в 1912-м – уже в Осеннем салоне (тогда удалось даже продать некоторые). Стал больше общаться с другими скульпторами и узнал, что их привлекает итальянский мрамор. В 1913-м перебрался в Ливорно, поближе к карьеру. Много работал, статуи отправлял в Париж, но на сегодня о них ничего не известно.

Скульптуру пришлось оставить – дали о себе знать прошлые проблемы со здоровьем. Творческую душу вновь спасала живопись.

Годы Первой мировой, новые покровителиЖанны Эбютерн

В армию Модильяни не взяли. Поля Александра, призванного в качестве доктора, заменил коллекционер и владелец галереи Поль Гийом.

Летом 1914 года художник познакомился с весьма разносторонней англичанкой, очень эксцентричной особой Беатрис Гастингс. На два с лишним года она стала музой и возлюбленной живописца, разделяющей все его пристрастия. Тем не менее Беатрис как журналистка опубликовала в газете ставшую скандальной информацию о регулярных алкогольных возлияниях, обычных для художников, и об употреблении ими наркотиков. Эта тема долго муссировалась в прессе. Но так и было – художники оставались завсегдатаями кафе на Монпарнасе. Картины Амедео Модильяни этого периода – портреты друзей и знакомых, эти работы вывели художника в центр внимания парижской богемы.

В 1915-м друзья свели Модильяни с поэтом Зборовским, который стал следующим благодетелем художника – предоставил жильё (общую квартиру, где жили компанией) и оплачивал текущие расходы, в том числе на материалы для живописи. В течение 1916-1917 годов Зборовский заказал своему подопечному три десятка картин в жанре ню, которые были собраны в общую экспозицию. Она стала первой и единственной персональной выставкой художника – едва открывшись, была закрыта возмущёнными полицейскими, так как располагалась напротив участка.

Последние годы: счастья с лихвой и трагический конец

Весна 1917-го принесла Модильяни судьбоносную встречу – 19-летняя Жанна Эбютерн училась в Академии Коларосси.

Вскоре они сошлись, в 1918-м уехали на юг Франции. Там в конце ноября у пары родилась дочь, тоже Жанна. Вскоре Зборовский устроил художнику выставку в Лондоне, которая оказалась очень удачной. Весной 1919-го окрылённый Модильяни возвращается в Париж и начинает бурную деятельность по подготовке к Осеннему салону. Тут же оказывается, что любимая Жанна, портретов которой он написал уже почти три десятка, ждёт второго ребёнка, надо немедленно обручиться…

Но нет, слабый организм живописца нельзя так испытывать – осенью 1919-го он не выдержал, туберкулёз свалил только раскрывающего крылья Модильяни, художника, мужа и молодого отца. Он умер 24 января 1920 года. Дальше – ещё страшнее: на следующий день верная муза живописца, которой через месяц уже рожать, покидает эту жизнь самовольно, выбросившись из окна 6-го этажа. Дочь Жанну взяла к себе сестра художника.

Творческое наследие МодильяниНевеста и жених 1915—1916 г.

Художник работал, в основном, как экспрессионист: живопись его претерпела все влияния парижской школы того времени, прослеживаются следы примитивизма, отголоски абстракции, скульптура демонстрирует африканскую пластику, которая тогда была на пике популярности. Эмоциональность его ню выводит мастера в особую касту живописцев, певцов эстетики и особой грации обнажённого женского тела. Картины Модильяни в этом жанре составляют сокровище галереи живописца.

Самые известные произведения художника:

  • Еврейка, 1908;
  • Изображение Анны Ахматовой, 1911 (с поэтессой у художника был бурный роман);
  • Невеста и жених, 1915-1916;
  • Обнажённые – десятки картин, 1908-1919;
  • Портрет Жанны Эбютерн, 1918.

Особенности кисти художника Амедео Модильяни: удлинённость голов на длинных шеях, у персонажей глаза (зеркало души) с непроницаемой завесой, а если взгляд определён, то отрешённый, при этом герои удивительным образом сохраняют чувственность и эротизм. Ещё портреты его кисти удивительно рельефны, словно в них горечь мастера о несбывшихся мечтах стать скульптором.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий