Художник ХХ века Амедео (Амадео) Модильяни, произведения которого при жизни автора почти не замечались его современниками, обрёл славу лишь после смерти. На сегодняшних аукционах цены на его картины поражают рекордами и уже подбираются к цифре в двести млн. долларов.
Происхождение и детство
Амедео родился 12 июля 1884 года в большой еврейской семье (он стал четвёртым ребёнком) в портовом Ливорно (Италия). Отец был выходцем из Рима, когда-то семейным делом была лесоторговля (владели обширными угодьями) и угольные шахты. Теперь дела расстроились, и мать, родом из Марселя, вынуждена была переводить для издательств и преподавать французский язык. Именно родственники по материнской линии (сама мать, её отец и сестра, которые жили все вместе) в большей степени занимались воспитанием детей и сформировали их взгляды на жизнь, а хрупкий романтичный Амедео как-то по-особенному смотрел на окружающий мир.
Болезнь выявила наклонности
С детства Амедео не отличался крепким здоровьем и часто простужался, несмотря на заботу любящей матери, тёплый климат и морской воздух Лигурийского побережья. Серьёзно заболел в 11 лет, это было воспаление лёгких (плеврит). Через два года, едва восстановившись, подхватил тиф, в те годы неизлечимый. Инфекция терзала его щуплое тело, родные боялись, как бы эта горячка не унесла жизнь их бедного мальчика, который беспрестанно бредил. По легенде именно в это время обозначилось пристрастие Амедео к живописи – подолгу находясь в состоянии нарушенного сознания и бессвязно бормоча, он иногда произносил вполне различимые слова. Часто в них можно было разобрать упоминания известных шедевров итальянских художников. Мальчик в такие моменты как будто видел их, в лихорадке вспоминал фрески и полотна даже подетально, восхищаясь мастерством авторов.
И случилось чудо – Амедео выздоровел. Но был очень слаб, и на семейном совете решили, что ему лучше оставить школу и заняться рисованием – быть может, это призвание и оно поможет ребёнку окрепнуть телом и духом.
Учёба в Италии
14-летнего Модильяни устроили в студию к местному художнику Микели, приверженцу импрессионизма, здесь он брал уроки рисования с 1898 года. Параллельно занимался в мастерской Ромити, специализирующейся на обнажённой натуре. Увлечённость юноши росла, забывая обо всём, он переусердствовал и вновь заболел. На этот раз его вывел из строя туберкулёз, поэтому по совету врачей конец 1900 – начало 1901 годов он провёл в поездке с матерью на Капри. Во время путешествия они побывали в Риме и Неаполе, в столицу Амедео вернулся и следующей зимой.
Весной 1902 года Модильяни в компании своего старшего товарища художника Оскара Гилья отправился во Флоренцию. Целью была знаменитая
Scuola libera di Nudo – эта школа специализировалась на обнажённой натуре, которая интересовала всё больше. Через год друзья уже в Венеции, где Модильяни учится в Институте изящных искусств.
В каких бы городах Италии ни был начинающий художник, везде он ищет музеи и церкви. Работы старых мастеров восхищают юношу и вдохновляют на продолжение учёбы. Увидев на выставках в Венеции работы (картины и скульптуры) французских импрессионистов, загорелся новой идеей –творческая среда Парижа сулила понимание его как художника, интересные знакомства и стимул к творчеству.
Франция
Париж начала ХХ века – сердце мирового искусства. Сюда съезжаются молодые художники, которых захватывает атмосфера новаторства. Они творят в невиданных стилях и скоро становятся звёздами. Окрылённый надеждами, в 1906 году сюда приехал Модильяни и начал с музеев и храмов. Перебравшись из отеля, где жил поначалу, в съёмную студию на Монмартре и поступив на учёбу в Академию Коларосси, начал обрастать знакомствами с неординарными личностями, художниками и поэтами. Через месяц-другой элегантный костюм молодого итальянца сменился простым, часто помятым, а стоячие от крахмала воротнички – шёлковым шарфом красного цвета. Ведь он старался не отставать от творческого бомонда, а вести соответствующий образ жизни с присущими ему тогда алкогольными излишествами, скандалами и гашишем. Но денег, которые присылала мать, катастрофически не хватало, а судьба его уже была тесно связана с другими. К счастью, пристрастия всё-таки не мешали творческим исканиям. По словам самого художника, алкоголь, изолируя от внешнего мира, помогает проникать во внутренний. В работе он был настойчив и упорен, но… заработать не получалось.
Покровитель и друг
В те годы доктор Поль Александр, коллекционер и любитель живописи, и его брат Жан сдавали большой дом на Монмартре. За очень скромную плату здесь селились молодые таланты, а в 1907 году среди них появился Модильяни. С этого времени он нашёл в Александре не только друга, советчика, посредника между художником и заказчиком, но и спонсора, который купил несколько картин и сотни рисунков и эскизов. Благодаря влиянию Александра художник начал выставляться в Салоне независимых, но произведения Амедео Модильяни тогда не снискали внимания публики, все интересы которой были захвачены модным кубизмом.
Дружба эта продлилась 7 лет (до призыва врача в армию с началом Первой мировой). В галерее художника есть портрет покровителя, ставшего настоящим другом. Много позже (только в 1968 году, после смерти мецената) выяснится, что он бережно сохранил все работы Модильяни. Эта коллекция тогда поистине осчастливила искусствоведов и ценителей живописи.
Скульптура
Если Модильяни картины сбывал с трудом (по воспоминаниям Анны Ахматовой, он «не имел и тени признания и был окружён плотным кольцом одиночества»), также как сначала доставал холсты и краски для них, то что делать с новым влечением – художник всё больше интересовался скульптурой, которая требовала гораздо больше средств. Ходили слухи, что одержимый идеями молодой скульптор ворует материал со строек, но это никогда его не волновало.
В 1911 году он представил публике несколько каменных голов в ателье знакомого художника, в 1912-м – уже в Осеннем салоне (тогда удалось даже продать некоторые). Стал больше общаться с другими скульпторами и узнал, что их привлекает итальянский мрамор. В 1913-м перебрался в Ливорно, поближе к карьеру. Много работал, статуи отправлял в Париж, но на сегодня о них ничего не известно.
Скульптуру пришлось оставить – дали о себе знать прошлые проблемы со здоровьем. Творческую душу вновь спасала живопись.
Годы Первой мировой, новые покровители
В армию Модильяни не взяли. Поля Александра, призванного в качестве доктора, заменил коллекционер и владелец галереи Поль Гийом.
Летом 1914 года художник познакомился с весьма разносторонней англичанкой, очень эксцентричной особой Беатрис Гастингс. На два с лишним года она стала музой и возлюбленной живописца, разделяющей все его пристрастия. Тем не менее Беатрис как журналистка опубликовала в газете ставшую скандальной информацию о регулярных алкогольных возлияниях, обычных для художников, и об употреблении ими наркотиков. Эта тема долго муссировалась в прессе. Но так и было – художники оставались завсегдатаями кафе на Монпарнасе. Картины Амедео Модильяни этого периода – портреты друзей и знакомых, эти работы вывели художника в центр внимания парижской богемы.
В 1915-м друзья свели Модильяни с поэтом Зборовским, который стал следующим благодетелем художника – предоставил жильё (общую квартиру, где жили компанией) и оплачивал текущие расходы, в том числе на материалы для живописи. В течение 1916-1917 годов Зборовский заказал своему подопечному три десятка картин в жанре ню, которые были собраны в общую экспозицию. Она стала первой и единственной персональной выставкой художника – едва открывшись, была закрыта возмущёнными полицейскими, так как располагалась напротив участка.
Последние годы: счастья с лихвой и трагический конец
Весна 1917-го принесла Модильяни судьбоносную встречу – 19-летняя Жанна Эбютерн училась в Академии Коларосси.
Вскоре они сошлись, в 1918-м уехали на юг Франции. Там в конце ноября у пары родилась дочь, тоже Жанна. Вскоре Зборовский устроил художнику выставку в Лондоне, которая оказалась очень удачной. Весной 1919-го окрылённый Модильяни возвращается в Париж и начинает бурную деятельность по подготовке к Осеннему салону. Тут же оказывается, что любимая Жанна, портретов которой он написал уже почти три десятка, ждёт второго ребёнка, надо немедленно обручиться…
Но нет, слабый организм живописца нельзя так испытывать – осенью 1919-го он не выдержал, туберкулёз свалил только раскрывающего крылья Модильяни, художника, мужа и молодого отца. Он умер 24 января 1920 года. Дальше – ещё страшнее: на следующий день верная муза живописца, которой через месяц уже рожать, покидает эту жизнь самовольно, выбросившись из окна 6-го этажа. Дочь Жанну взяла к себе сестра художника.
Творческое наследие Модильяни
Художник работал, в основном, как экспрессионист: живопись его претерпела все влияния парижской школы того времени, прослеживаются следы примитивизма, отголоски абстракции, скульптура демонстрирует африканскую пластику, которая тогда была на пике популярности. Эмоциональность его ню выводит мастера в особую касту живописцев, певцов эстетики и особой грации обнажённого женского тела. Картины Модильяни в этом жанре составляют сокровище галереи живописца.
Самые известные произведения художника:
- Еврейка, 1908;
- Изображение Анны Ахматовой, 1911 (с поэтессой у художника был бурный роман);
- Невеста и жених, 1915-1916;
- Обнажённые – десятки картин, 1908-1919;
- Портрет Жанны Эбютерн, 1918.
Особенности кисти художника Амедео Модильяни: удлинённость голов на длинных шеях, у персонажей глаза (зеркало души) с непроницаемой завесой, а если взгляд определён, то отрешённый, при этом герои удивительным образом сохраняют чувственность и эротизм. Ещё портреты его кисти удивительно рельефны, словно в них горечь мастера о несбывшихся мечтах стать скульптором.
Смотрите также: