Эдвард Мунк оголённый нерв

Художники разных стран

Эдвард Мунк – норвежский художник-экспрессионист, истинно северный человек с непростым характером, тревожным мироощущением, чувствительный к природным и межличностным метаморфозам, полный противоречий и диссонансов. Такой стала и его живопись, причины же раскрывает биография Эдварда Мунка.

Детство

Родился 12 декабря 1863 года в норвежском городке Лётен. Отец, Кристиан Мунк, был военным врачом из семьи известного проповедника, мать, Лаура Катрина Мунк, занималась детьми. Эдвард стал вторым ребёнком (у него была старшая сестра Юханна София), позже появилось ещё трое детей, брат Андреас и две сестры Ингер и Лаура. Семья часто переезжала с места на место, как того требовала служба главы семейства. Жили экономно, но родители к детям были внимательны и их воспитанию уделялось много времени.

В пять лет Эдвард потерял мать (она умерла от туберкулёза), хозяйство стала вести её сестра Карен. Именно тётя учила детей рисовать, отвлекая их от потери. Но отец, излишне увлечённый проповедями, невольно нагонял страху так, что впечатлительного мальчика начали преследовать ночные кошмары. Неустойчивое психологическое состояние вкупе со слабым здоровьем обострилось со смертью старшей сестры, которую он очень любил (также умерла от туберкулёза). Вскоре психические отклонения настигли младшую, Лауру, которой впоследствии диагностировали шизофрению.

Детские впечатления самые сильные, поэтому неудивительно, что страх поселился в душе чуткого и мнительного Эдварда на всю жизнь.

Юношество

В 1879 году способный к точным наукам Мунк с одобрения отца поступил в технический колледж. Одного года обучения хватило, чтобы понять: его призвание не инженерия, а художественное искусство. Вот что всё больше увлекает и чему надо учиться.

Отец, конечно, был не доволен, но тётушка, друзья и знакомые, не равнодушные к судьбе юноши, сумели убедить того не препятствовать сыну.

В 1881 году Эдвард стал студентом Королевской школы рисования. Наступило время пьянящей свободы. Появились новые друзья, общение с которыми было лёгким и беззаботным. С ними, соратниками по искусству, Эдвард поселяется в центре Христиании (ныне Осло). Вскоре начинающий художник уже завсегдатай богемных вечеринок. Так же легко, как налаживание взаимоотношений с яркими писателями и художниками, давались Мунку премудрости рисования. В 1883 году он не раз выставляется – влиятельные поклонники ходатайствуют о молодом даровании, и в 1884-м он уже стипендиат и едет во Францию. Цель – посещение Парижского салона.

В 1885 году Мунк, у которого не было никакого опыта в любовных делах, увлекается замужней женщиной, а та просто играла и кокетничала с милым юношей, смешным своей серьёзностью. Эдвард испытал все муки сердца, пока отношения себя не изжили, и не оставил ни единого портрета первой возлюбленной.

Поиски себяКрик

Переживания усугубились злой критикой выстраданной картины «Больная девочка», написанной в 1886 году. Сюжет её был основан на горестных воспоминаниях о несчастной умершей сестре, и молодой живописец вложил в картину немало собственной боли. Это было глубоко личное – тем болезненнее воспринимал Мунк резкие эпитеты по отношению к своей работе.

Пришлось прижать собственное «я», сменив стиль на более консервативный: в 1887 году художник написал «Юриспруденцию», в 1889-м – импрессионистскую «Весну» и несколько других, не шокирующих публику, картин. Эти шаги успокоили критиков и начальство, Мунку снова выделяют стипендию.

В это же время, побывав с семьёй на отдыхе в прибрежном городке Осгорстранн в 100 км южнее столицы, влюбился в это тихое место. Впоследствии художник купит здесь дом, в котором создаст немало шедевров.

Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар

Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.

В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).

В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.

Возвращение, утверждение

Оправившись к лету 1890 года, Мунк едет в Христианию и принимает участие в выставке. На этот раз среди отзывов доминируют положительные – публику всё больше привлекает индивидуальность художника, как в красках, так и в линиях.

Осенью снова в путь – Ницца, Париж, затем снова Норвегия. Проветрившись, окончательно убеждается, что не следует бояться проявлять себя в своих же картинах и утверждается в собственном, отличном от других, стиле живописи, фирменном экспрессионизме.

Персональная выставка 1892 года на родине выявила новых горячих и влиятельных поклонников, которым удалось устроить такое же мероприятие в Берлине. Но здесь уже произошло столкновение новаторов и консерваторов, а Мунк, после обретения почвы под ногами в виде собственных твёрдых убеждений, теперь относился к подобному иронично, всякие насмешки отскакивали от него, нисколько не задевая.

В этот период (несколько лет) Мунк живёт на три города: Христианию, Берлин и Париж. Вынашивает грандиозные творческие планы, в частности цикл работ под названием «Фриз жизни». Определив для себя, что любовь, жизнь и смерть – главные аспекты бытия, погружается в эту работу на все 1890-е. В Париже в 1896-м взбирается на вершину творческого бомонда: знакомится с Гогеном, Дени, Бернаром.

Очередной романМадонна

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений. Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой. Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

Поздние годы

Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.

В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.

В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.

Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.

Наследие мастераБольная девочка

В Осло в 1963 году был открыт Музей Мунка, основу экспозиции которого составила коллекция из тысяч полотен, гравюр, рисунков, дневников и рукописей. Благодаря автобиографичным записям Мунк становится во многом понятен: «Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем… Над сине-чёрным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени…  И я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Работы художника – дорогие и желанные лоты аукционов, не раз ставившие ценовые рекорды. Так одна версия «Крика» в 2013 году стала самой дорогой на тот момент картиной в мире (продана почти за 120 млн. долларов).

Краткий список самых знаменитых произведений:

  • Крик (четыре экземпляра) – 1893-1910;
  • Мадонна (в пяти вариантах) – 1893-1894;
  • Больная девочка – 1886;
  • Меланхолия – 1892;
  • Танец жизни – 1900;
  • Пепел – 1894;
  • Голос – 1893;
  • Вечер на улице Карла Юхана – 1894.

Сегодня наследие Мунка из Музея его имени в Осло объявлено общественным достоянием. Но всё же лучше бы человеку никогда не чувствовать так, как чувствовал и страдал Мунк.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий