«Мадонна» – картина Эдварда Мунка, выполненная мастером в пяти вариантах в 1893 – 1895 годах. Четыре версии – маслом на холсте размером 85,6 х 59,3 см, пятая – цветная литография на бумаге размером 60,5 х 44,4 см.
Мадонна в искусстве
Изображение Мадонны (Девы Марии, Богоматери) издавна, ещё с дохристианских времён, было в традициях западноевропейского искусства (с младенцем или без него). Художники трепетно следовали образцам, строго соблюдали соответствующие правила и каноны, но каждый, конечно, желал привнести в образ Мадонны нечто новое, запоминающееся. На протяжении веков он вдохновлял живописцев и скульпторов на создание одухотворённых и нежных обликов, способных просветлять и исцелять.
Мунк Мадонна Женщина
Каково же было удивление публики, когда в 1896 году перед ней предстала Мадонна Мунка – живописцу пришлось сначала назвать картину «Влюблённая женщина» (с таким названием легче примирить зрителя).
У художника была собственная версия, согласно которой любовь – божественное чувство, несущее в себе оттенок скорби по частице собственного Я, принесённой в дар объекту страсти. Вот почему, по мнению Мунка, женщина, которая влюблена, это Мадонна Скорбящая.
Художник старался запечатлеть Деву Марию как обычную земную женщину, очеловечив её образ и вдохнув в него жизнь настоящую, как она есть: с её страстями, переживаниями, болью и наслаждениями. Эдвард Мунк Мадонну сделал одной из многих, при этом возвысил в ней всё человеческое. В моменты любви и зарождения новой жизни, считает художник, женщина, словно божественный сосуд, объединяет в себе одухотворённость и страдания, святость и страхи.
Автор
Сложный и глубокий характер норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944) постигается через его произведения. Он тонко чувствовал и был склонен к рефлексии – детство предопределило его будущую жизнь. С ранних лет узнал, что такое болезни, смерть близких, страх, депрессии, сумасшествие.
Повзрослев, потерял покой от женщин, одновременно не понимал и боялся их, как и длительных отношений с каждой, сблизившейся с ним. Главную загадку составляла женская сущность и её тотальная изменчивость. Потому они в работах художника таинственны и многозначны.
Описание картины Мунка «Мадонна»
Молодая женщина с тёмными волосами, рассыпавшимися по плечам, обнажена – стройное тело изображено художником до линии бёдер, которая размыта плавными, характерными для Мунка, мазками. Женщина томно прикрыла глаза, при этом лицо её с приподнятым подбородком остаётся строгим и сосредоточенным. Одновременно в нём сквозь влажный блеск кожи очевидно проглядывается чувственное наслаждение героини. Руки запрокинуты так, что не видно их кистей (художник не любил выписывать пальцы и прочие мелкие детали). Живая, прекрасная женщина в момент страсти. Только красный нимб вокруг головы говорит зрителю о святости героини картины.
Экспрессионист Мунк доминантой в своих произведениях делал цвет. Краски «Мадонны» в совокупности с мягкими, размытыми линиями, дающими впечатление светящегося ореола вокруг женской фигуры, создают в целом тревожное впечатление тягостной загадки.
Натурщица
Позировала Дагни Юль, настоящая «пожирательница мужчин». Не избежал участи её жертвы и сам Мунк, недолгое время художник и муза многих представителей богемы были любовниками. Когда писалась картина, натурщица уже вышла замуж за одного из товарищей живописца. В обществе её репутация была хорошо известна, поэтому выбор художника вызвал ропот со стороны публики.
Но никакого глумления над христианскими ценностями в замыслах живописца не было. Реакция зрителей убеждала мастера в том, что они видят не божество, а земную женщину. Такова и была цель.
Где увидеть оригиналы
Два экземпляра находятся в частных коллекциях.
Три оставшихся принадлежат:
- Музею Мунка (Осло)
- Национальному музею искусства (Осло)
- Музею Кунстхалле (Гамбург)
Все учреждения периодически устраивают выездные выставки, и «Мадонну» Эдварда Мунка из коллекции одноимённого музея в Осло, к примеру, можно было лицезреть в Третьяковской галерее летом 2019-го.
Смотрите также: