«Сикстинская Мадонна» – с миром и любовью

Шедевры мирового искусства

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти – признанный шедевр мирового искусства. Картина написана маслом на холсте размером 265 х 196 см предположительно в 1512-1514 годах. Находится в Галерее старых мастеров в городе Дрезден.

Автор

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский художник, блестящий представитель эпохи Высокого Возрождения. История его недолгой жизни – пример гениального соединения природного таланта, неизменного трудолюбия и трепетной души. Потеря родителей в раннем детстве оставила глубокий след в его сердце, сыгравший роль в становлении художника как мастера передачи особой материнской прелести его Мадонн – стандартность сюжетов для того времени не мешала художнику наделять героинь своих картин индивидуальностью и одухотворённой женственностью. Мадонн он будет писать всю жизнь.

Через опыт к картине «Сикстинская Мадонна»

К 1510 году Рафаэль молод и полон сил, он уже зрелый мастер, художник папского двора, великолепно расписавший в Ватикане станцы (комнаты) во дворце. Картины и фрески на библейские темы восхищают заказчиков. Чтобы справляться с огромными по объёму предстоящими работами, Рафаэль набирает учеников. Впоследствии именно он будет считаться учителем всех живописцев после него – живопись не знала ещё такого сходства в изображении теней, отражений, ночи, пламени… Слава об искусном и талантливом художнике давно уже вышла за пределы Италии.

Когда Папа Римский Юлий II (1443-1513) решил заказать картину для церкви Сан-Систо в Пьяченце, у Рафаэля были уже десятки Мадонн.

Пьяченца для заказчика

Юлий II задумал сделать подарок монастырю Св. Сикста, древнейшему на территории Италии (основан в 874 году). Страна тогда жила в постоянных войнах – картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» должна была стать даром за вклад в дело присоединения Пьяченцы к Риму. Папские войска справлялись успешно, и 24 июня 1512 года состоялось присоединение Пьяченцы к Риму и получение городом статуса Папской области.

Кроме того, Святой Сикст, собор имени которого располагался в этом небольшом городке в 60 км от Милана, был покровителем рода делла Ровере (к нему принадлежал Юлий II).

Благословив монахов на восстановление церкви, которая сильно пострадала во время войны, Юлий II сделал заказ лучшему из художников. После реконструкции церковь уже открыли с новым заалтарным образом, великолепной картиной – Сикстинская капелла озарилась шедевром Рафаэля.

Описание картины «Сикстинская Мадонна»

По центру полотна во весь рост изображена Мадонна с Младенцем на руках. По бокам от неё св. Сикст II и св. Варвара. У нижнего поля картины, словно опираясь на её край пухлыми ручками, два ангелочка.

Рассмотрим полотно, его героев и детали внимательнее:

  • Дева Мария, едва ступая по облакам, как по ступеням, спускается с небес навстречу зрителю, глядя ему прямо в глаза. Она бережно несёт своё дитя, прижав к себе драгоценную ношу, не желая расставаться, но понимая, что придётся это сделать. Ведь он принадлежит не только ей – он Сын Человеческий, призванный спасти мир. Юное лицо Мадонны выражает и страх, и отчаяние, и тоску, вместе с тем она смиренно принимает неизбежное;
  • Вопрос и беспокойство во взгляде Младенца Христа – он пристально смотрит дальше, не в глаза зрителю, а сквозь него. Что почувствовал или узрел Спаситель мира – скорое расставание с матерью или своё будущее? Воля Бога Отца для него непреложна. Общим трепетом объединены образы Мадонны и Младенца;
  • Святой Сикст указывает рукой на престольное распятие (ведь место картины было за алтарным крестом). Левая, в знак преданности Деве Марии, прижата к груди. Папская тиара (в левом нижнем углу) снята с головы понтифика – это знак почтения. Тиара – тройная корона, символ Отца, Сына и Святого Духа. Её венчает геральдический символ рода жёлудь, дубовые листья и жёлуди вышиты и на золотой мантии понтифика (Ровере с итальянского «дуб»);
  • Святая Варвара – покровительница города Пьяченца. История гласит, что Варвара жила в III веке. Была из рода язычников, но втайне обратилась к вере Иисуса, за что была жестоко убита отцом;
  • По мнению некоторых, облака представляют собой лики поющих ангелов. На самом деле учение гностиков гласит, что это не херувимы, а души ещё не родившихся – они пребывают на небесах и славят Всевышнего;
  • Два ангела снизу выказывают невозмутимость – они спокойно смотрят вдаль, что символизирует принятие неотвратимости божественного промысла: предначертанный крест Иисус нарушить не в силах;
  • Распахнутый занавес – прямой символ того, что небеса разверзлись. Зелёный цвет говорит о милосердии Божьем.

Загадки полотна

Рафаэль был гностиком – последователем религиозного течения, основанном на Ветхом Завете, мифологии и учениях периода раннего христианства. Особым почётом у гностиков пользовалась цифра «6» (создание Богом Иисуса произошло, по их учению, именно на шестой день).

Поэтому специалисты и искусствоведы, в том числе соотечественник мастера Маттео Фицци, находят целый ряд символов, указывающих на религиозные пристрастия того, кто написал картину «Сикстинская Мадонна», гностика Рафаэля Санти:

  • Композиционно картина представляет собой шестиугольник;
  • Персонажей также шесть;
  • На правой руке понтифика на первый взгляд шесть пальцев, но это игра воображения, шутка художника – на самом деле за шестой палец легко принять часть ладони, внутренней её стороны, освещённой так же, как фаланги согнутых пальцев.

Насыщенное символами полотно продолжает притягивать взгляды любителей живописных шифров и сегодня.

Судьба картины

В 1754 году польско-саксонский король Фредерик Август III за баснословную сумму (почти 70 кг золота) выкупил полотно у церкви Св. Сикста. Кстати, именно её имя дало сегодняшнее название картине. Изначально это была «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой».

До Второй Мировой войны картина была экспонатом Дрезденской галереи. В 1943 году шедевр вместе с другими был спрятан нацистами в штольне. В 1945-м убежище предметов искусства нашли советские солдаты, и картина с прочими трофеями переехала в СССР (на эту тему есть картины советских художников: Ятченко, Дайчмана, Володина, Данцига). Здесь она реставрировалась и выставлялась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1955 году возвращена властям ГДР, где снова заняла место в Дрезденской галерее.

Предмет восхищения возрастом пятьсот лет

С момента создания «Сикстинской Мадонны» её почитателями стали миллионы зрителей.

С появлением в Дрездене картина превратилась в культовый шедевр. Копирование музейных экспонатов было частью учебного процесса в художественных академиях. В XIX веке перед картиной практически постоянно находились молодые художники с мольбертами. Государственные правители заказывали копии полотна для своих апартаментов: прусская королева Луиза (для супруга Фридриха Вильгельма III), императрица Елизавета Алексеевна (копия висела в кабинете-библиотеке) …

Мирового триумфа сикстинский образ достиг благодаря репродукциям, сначала тиражировали листы офортов и литографий, позже фотографии.

Для Достоевского и Толстого «Сикстина», как они называли Мадонну, была высочайшим образом красоты и духовным идеалом. Достоевский мог любоваться картиной «часами, умилённый и растроганный», как вспоминала жена писателя. В кабинете Толстого висело изображение Мадонны, восхищались ею Жуковский и Брюллов, Крамской и А. Иванов. Причём все отмечали, что особой одухотворённостью обладает только оригинал.

Шагнула она и в массы – вспомните квартиры советских людей – во многих из них висели вырезки из журналов, с которых печально глядит необыкновенно красивая, молодая и трогательно-светлая, мама с ребёнком на руках – Сикстинская Мадонна. Вечный шедевр.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий