«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта

Шедевры мирового искусства

«Три грации» – картина Рафаэля, относящаяся к раннему творчеству мастера, один из первых его опытов в изображении женской наготы. Написана маслом на дереве размером 17 х 17 см около 1504-1505 года. Находится в Музее Конде (Франция).

Автор

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский художник, один из ярчайших представителей Эпохи Высокого Возрождения. Родился в Урбино. Отец его был живописцем при дворе местного герцога, поэтому Рафаэль с ранних лет познакомился с миром искусства. В восемь лет потерял мать, с которой у него была особая, очень тёплая связь. Эта трагедия оставила глубокий след в душе живописца – образ женщины, матери стал главным мотивом его произведений и мадонн в его творческом наследии десятки.

Рафаэль Санти «Три грации» написал в самом романтическом возрасте, в 20 лет. К тому же художник любил поэзию, слагал стихи сам. Этим объясняется поэтичность образов, плавная певучесть контуров и чувство ритма, проявившиеся в этой работе и навсегда ставшие особенностями таланта живописца. Картина – одна из первых, тематика которой не религиозная.

Сюжет

В древнеримской мифологии грации – это богини, являющиеся олицетворением радости, невинности, доброты, молодости, любви и всего подобного. Основными считались Невинность, Любовь и Красота. Групповая композиция из трёх фигур граций традиционна для эллинизма, эпохи в истории Средиземноморья, длившейся около 300 лет с момента гибели Александра Македонского (323 год до н.э.).

Рафаэль жил во времена всплеска интереса ко всему античному – эпоху Возрождения. Поэтому изображение, создание статуй по образу и подобию образцов греко-римской древности было чрезвычайно популярно у художников.

Источник вдохновения

В 1502 году молодой Рафаэль с группой живописцев работал в Сиене, расписывал помещение библиотеки, организованной в соборе. Именно сюда была перевезена из Рима мраморная миниатюра «Три грации». Это было старинное (III в. н.э.) римское воспроизведение рельефа из Древней Греции, которое, в свою очередь, повторяет композицию из Помпей (стенная роспись, I в. до н.э.). Миниатюра из мрамора взволновала воображение молодого Рафаэля и воодушевила его на создание небольшой картины на деревянной дощечке.

Когда-то богини одевались художниками в лёгкие хитоны, позже они стали обнажаться ими – так воспевалась красота естества.

Описание

Три обнажённых девушки на картине «Три грации» – это Невинность, Любовь и Красота. Девушки изображены на фоне почти пустынного холмистого пейзажа с небольшой рекой и невысокими горами, тающими вдали. Героини похожи друг на друга, они молоды и безмятежны. На открытых лицах умиротворение, длинные волосы каждой собраны в лёгкую, почти небрежную, женственную причёску.

Цельность композиции достигается за счёт прикосновений героинь друг к другу – каждая девушка свободную руку держит на плече подруги, в то время как в другой руке лежит золотой шар без единого изъяна, символ безупречности и совершенства.

Интерпретация с харитами

В мифологии Древней Греции римским грациям соответствуют хариты (от древнегреческого «прелесть, изящество»). То же олицетворение веселья, привлекательности, юности, красоты… По Гомеру, они прислуживали Афродите, богине красоты и любви.

По одному из преданий, хариты – дочери Зевса. Их имена:

  • Аглая (блеск, ликование);
  • Евфросина (благие мысли);
  • Талия (изобилие).

По другим мифам, у девушек иные имена – древние поэты, философы и мыслители каждый вносил свою лепту в толкование легенд. Но во всех случаях девушки-богини объединены общим смыслом своей сущности. Это неизменно самые ценные внешние и внутренние качества, какие только могут быть присущи молодым девушкам: нежность, красота, тактичность, обходительность, целомудрие, доброта и прочее.

Популярность трёх граций

Были времена массового увлечения художников и скульпторов этими юными особами. Среди них современник Рафаэля Боттичелли (1482), позже Рубенс (1634), Фурини (1633), фон Аахен (1604). Популярный мотив с грациями тиражировался среди начинающих и опытных художников, исполнялся ремесленниками и гончарами; их изображением украшали жилища как богачи, так и простые люди – разница была лишь в исполнении.

Творческих деятелей древних времён на создание именно тройственного образа, возможно, подвиг греческий танец, одним из элементов которого является жест «руки на плечи партнёров». В любом случае замкнутое симметричное трио – очень удачная композиция, открывающая зрителю героинь со всех сторон и позволяющая живописцу, стеснённому плоскостью основы картины, соперничать со скульптором. Перед зрителем словно одна девушка, отражённая в зеркалах.

Чудесный дар Рафаэля

Три грации прекрасны и не вызывают никакого порицания. Женская нагота в исполнении Рафаэля так же целомудренна и скромна, как и сами грации: привлекательная Красота, чистая Невинность и окрыляющая Любовь. Вместе они составляют гармонию, с какой великий Рафаэль придаёт притягательное совершенство человеку и олицетворением которой был сам художник.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий