Рафаэли Санти, художник – симфония

Художники разных стран

Рафаэль Санти – итальянский художник, имя которого одно из самых громких и значительных в ряду деятелей искусств эпохи Высокого Возрождения.

Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём

Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.

Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.

Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.

Происхождение и детство

Коронование Марии
Коронование Марии

Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.

Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.

Отрочество, юность

Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.

Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.

Переезд из родного Урбино. Флоренция

Мадонна с безбородым Иосифом
Мадонна с безбородым Иосифом

В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.

Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:

  • «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
  • «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
  • «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
  • «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
  • «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.

В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.

Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля

Мадонна с щеглом
Мадонна с щеглом

В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.

Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.

Главный архитектор

В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.

Художник проектировал и другие римские здания:

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности капеллу Киджи;
  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи;
  • Палаццо Видони-Каффарелли.

Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.

В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.

Портретист

Афинская школа
Афинская школа

Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.

Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.

Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.

Личная жизнь

Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.

Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.

Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.

Скоропостижная смерть

Портрет папы Юлия II
Портрет папы Юлия II

6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.

Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.

Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.

Самые знаменитые картины Рафаэля

Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.

Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:

  • «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
  • Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
  • Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
  • «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
  • «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
  • Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
  • «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
  • «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
  • «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.

Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий