Мауриц Корнелис Эшер – нидерландский художник-график ХХ века, предметами внимания которого были нереальные пространственные объекты, интересные визуальные восприятия бесконечности или мозаик из фигур в рамках определённых геометрических очертаний, игра с перспективой и прочие парадоксы в чёрно-белом исполнении.
Детство
Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в нидерландском городе Леуварден – он стал пятым, младшим, сыном в семье инженера. С детства имел слабое здоровье, проблемы с которым сопровождали его всю жизнь. По этой причине плохо учился в школе, был замкнутым ребёнком, слыл странным мальчиком, не имеющим друзей. Учёба в период 1912-1918 годы завершилась провалом на экзаменах. Даже по рисованию, которое было его любимым предметом, он не смог аттестоваться. Но первая его графическая работа, портрет отца на фиолетовом линолеуме, сделана именно в эти годы (в 1916-м). В разное время увлекался музыкой, поэзией, пробовал освоить архитектуру, которая привлекала его более всего.
Выбор профессии сделан
В 1922 году ему удалось окончить Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Здесь он встретил человека, педагога, который во многом повлиял на юношу. Это Самюэль де Мескита, еврей по происхождению, с которым Эшер подружился и общался до трагического 1944-го, когда вся семья учителя была арестована и уничтожена нацистами. Эшер был потрясён и сделал всё, чтобы художественное наследие наставника не пропало – организовал отправку работ в музей Амстердама. У себя оставил на память единственный эскиз – со следом фашистского сапога, как страшное свидетельство судьбы человека и целого народа в те годы массового помутнения рассудка, причиной и источником которого стал нацизм.
Гравюра – вот ниша, выбранная Эшером. Графические техники позволяли тиражировать оттиски, а исследование и повторение образов интересовали начинающего художника с ранних лет. Если первые работы, гравюры чаще всего на линолеуме, реже на дереве, представляют из себя изображения одиночных объектов, то уже в 1922 году Эшер напечатал на дереве гравюру «Восемь голов» – упорядоченную мозаику-головоломку.
Италия, любовь художника
В 1921 году Эшер впервые выехал за границу – с семьёй он побывал в Италии и Франции. Посещая храмы и музеи, художник был поражён – образцы искусства эпохи Возрождения впечатлили его сильнейшим образом и вдохновили на усиленные поиски себя. Здесь он начинает экспериментировать с зеркалами и сферическими мотивами, отражениями, тенями и архитектурными изысками.
По возвращении в Нидерланды занимается иллюстрациями юмористического издания своего друга и других печатных работ. В этот период уже появляются явные признаки профессионального роста Маурица Эшера и обретения им индивидуального почерка художника.
Италия так запала в душу, что весной 1922-го он снова едет в благословенный край. Здесь он увлечённо рисует новые для него объекты: светящееся море, оливковые деревья и прочие растения, насекомых и птиц тёплой страны. Ненадолго едет в Испанию – за впечатлениями, визуальными открытиями и с целью ознакомления с её архитектурой и искусством.
Вернувшись, выбирает Сиену как место жительства. Именно здесь летом 1923 года прошла персональная выставка художника, первая в его карьере. Осенью перебирается в Рим, но усидеть долго на одном месте не получается – манит всё новое. До 1935 года художник подолгу в разъездах – надо осмотреть все города и близлежащие острова, он побывал даже в Тунисе. В пейзажах этого периода уже прослеживается тяга художника к геометрии как способу отображения действительности, много диковинной для него архитектуры в союзе с уникальной природой под впечатляющим ракурсом.
Перемены в личной жизни
Весной 1923 года М. Эшер познакомился со своей будущей женой, швейцаркой Джульеттой Умикер, которая с родителями, богатыми промышленниками, также путешествовала по Италии. Свадьба состоялась в 1924 году. Молодые, купив дом, поселились под Римом, а в июле 1926-го появился их первенец, сын Джордж. Спустя два года родился Артур, и Эшер стал отцом семейства с двумя сыновьями. Но заработки от продажи картин были малы, и молодая семья не нуждалась только благодаря финансовой помощи родственников.
Известность на родине
На исходе 1920-х к художнику пришла первая слава – в этом очень помогли родители, которые использовали все связи, чтобы устроить талантливому сыну путь к зрителю. Гравюры Эшера несколько раз выставлялись в Голландии, а благодаря стараниям тестя и в Швейцарии. Публика и критики благосклонно отнеслись к «логическим» картинам художника-графика – впервые прозвучало подобное их определение. Позже творчество Эшера будет всё больше тяготеть к геометрии и фантастическим ракурсам и изображениям, которые хочется бесконечно рассматривать, «залипательным», как говорят сейчас.
Вынужденный переезд
Летом 1935-го Эшеры покинули Италию – вынудили проблемы со здоровьем и политический режим страны (обострилась обстановка из-за фашиствующего Муссолини). В Швейцарии пришлось работать с удвоенной силой – жизнь здесь была дороже. В 1936 году художник заключил взаимовыгодный контракт с судоходной компанией – он делал гравюры с видами кораблей и портов в обмен на бесплатное для его семьи плавание по средиземноморью. Италию художник увидит в следующий раз нескоро.
Переходный момент
Вскоре, в 1937-м, художник от пейзажей окончательно перешёл к симбиозу занимательной геометрии и природных мотивов. Эта ниша художественного искусства была интересна, нова и делала Эшера ближе к математикам, ломающим логику, чем к своим коллегам, хотя, по собственному его признанию, точные науки были для него не разгрызаемым гранитом. Парадокс, но математические закономерности использовались художником так мастерски, что приводило в ряды его поклонников всё больше зрителей, в том числе учёных, которых подобное просто заинтриговывало.
Трудные 1940-е
К 1940-м годам в семье Эшера и в самой Европе произошли существенные перемены. В 1938 году семья пополнилась ещё одним сыном, Яном. В 1939-м, дожив до 96 лет, умер отец художника. В 1940-м – мать, но оккупация нацистами Брюсселя, где тогда жил художник, не позволила Эшеру попрощаться с ней.
Нацистский режим семья художника пережила в Нидерландах, куда переехала в начале 1941-го. Удавалось получать заказы, так и протянули. По окончании войны Эшер принял участие в выставке художников, которые смогли избежать сотрудничества с фашистами и при этом уцелеть. Можно было выдохнуть и погрузиться в творчество.
Время от времени художник выставлял свои графические работы, общался с публикой, рассказывая о способах создания наиболее заинтересовавших произведений, на некоторые находились покупатели. Имя художника всё чаще стало появляться в прессе.
Расцвет славы
Когда-то зажатый и нелюдимый мальчик, Эшер в 1950-е годы уже успешно читает лекции – любимое дело раскрепостило его и раскрыло все таланты, а хвалебные публикации сделали популярным во всём мире. Персональная выставка в США в 1950-м имела небывалый успех и принесла автору уже существенные гонорары.
С 1954 года художник уже свободно позволяет себе путешествия, в милой сердцу Италии бывает ежегодно. В 1955-м получает от королевы Нидерландов рыцарский титул пятой степени. много работает и выполняет заказы городских властей.
Снова перемена мест
В конце 1950-х Эшер бывает в Канаде – сюда осенью 1958 года по окончании учёбы эмигрировал старший сын художника, Джордж. К тому же заокеанская публика, новые знакомства и места манят интересными возможностями. Здесь художник изучает статью математика Кокстера с занятными образцами замощения плоскости (заполнения очертаниями фигур без пробелов и наложений). Соблюдая подобный принцип, когда уменьшаются или увеличиваются определённые объекты при удалении от центра круга, Эшер создаёт несколько интересных работ.
В 1960-м читает лекции о симметрии в университетах Канады и США. Много публикуется, издаёт сборник «Графические работы» с собственными комментариями к 76 произведениям – художник становится центром внимания журналистов и читателей изданий.
Последние годы
С 1962-го организм пожилого художника даёт сбой. Приходится отложить всякую работу, и писательскую, и художественную, и вернуться в Европу на лечение. Публика, власти и пресса его не забывают – о нём говорят и пишут, Эшер получает награды, в 1967-м становится рыцарем четвёртой степени. В 1968 году супруга художника уехала в Швейцарию – на склоне лет тянуло на родину. С этого времени Эшеры живут отдельно друг от друга, хотя официального развода не было. В 1970-м художник обосновывается в провинции Северная Голландия в специальном доме для пожилых и немощных людей, близких к искусству.
Популярность сопровождала необыкновенного художника-графика, настоящего гения пластики и гармонии, до конца дней – его не стало 27 марта 1972 года. Чрезвычайно популярен он и сегодня.
Самые известные картины Маурица Эшера
Известно о 448 литографиях и гравюрах авторства Эшера, а также о двух тысячах рисунков.
Самые известные из них:
- Метаморфозы I (1937), II (1940), III (1968);
- День и ночь, 1938;
- Небо и вода, 1938;
- Рептилии, 1943;
- Солнце и луна, 1948;
- Рисующие руки, 1948;
- Автопортрет в сферическом зеркале, 1950;
- Относительность, 1953;
- Спускаясь и поднимаясь, 1960;
- Водопад, 1961.
На самом деле список можно продолжать – притягательных и ярких, совершенно волшебных произведений художника-иллюзиониста, к счастью, так много, что трудно остановиться. В Гааге, в здании дворца, принадлежащего монаршей семье, открыт музей Маурица Эшера. Попав сюда, точно скоро не выберешься – так завораживают магические и бесконечные курьёзы остроумного мастера.