Камиль Писсарро – художник земли

Художники разных стран

На острове Сент-Томас (Дания) 10 июля 1830 года, родился великий импрессионист – Жакоб Абрахам Камиль Писсарро. Художник стал основателем школы импрессионизма, сформулировав ее принципы. Является настоящим духовным наставником этого направления искусства.

Детство и отрочество

Родители Камиля были представителями французской буржуазии. Отец был еврейского происхождения и имел французское гражданство. Мать родилась в Доминиканской республике и была до брака с отцом художника, женой его дяди. Отец Камиля переехал на остров после смерти дяди, чтобы разобраться с его делами. Через время он женился на вдове. Еврейская община не признала в дальнейшем его детей, всего их было четверо.

Через 12 лет, родители отправили сына во французскую школу-интернат. Именно там он полюбил искусство и у него даже появились первые почитатели.

После возвращения на остров, Писсарро начал заниматься семейным бизнесом, но каждую свободную минуту посвящал рисованию.

Роковая встреча

В 1851 году Писсарро знакомится и сближается с Фрицем Мельбе. Он старше Камиля лишь на 2 года, но имеет отменные навыки рисования. Через год он бросает службу у отца и с Фрицем отправляется в Каракас (Венесуэла), где продолжает обучение живописи. Естественно у молодых людей нет денег, но Камиль все же зарабатывает на пропитание и возвращается домой только спустя 3 года, с полным пониманием своего предназначения как художника.

Спустя год после возвращения в 1854 году, Писсарро отправляется на обучение в Школу изящных искусств в Париже. В тот период жизни для него кумиром становится Коро, который даже позволяет ему называться своим учеником. Камиль часто посещает Лувр, много пишет. Позднее поступает в Академию Сюиса, где учится до 1861 года.

Ранний период творчества

В 1864 году Писсарро выставляется впервые на Салоне. Этот период творчества характеризуется соблюдением всех канонов официальной живописи. В работах явно просматривается влияние Коро и Курбе. Мастер специализируется на сельских и городских пейзажах.

С 1866 года, творчество Камиля начинает меняться, он избавляется от нейтральных тонов, присущих работам Коро. В картинах Писсарро теперь много пространства, они легкие и воздушные, палитра светлеет.

Картины того периода:

  • «Берег реки с баржей», 1864 г.;
  • «Баржи в ла Рош Гийон», 1865 г.;
  • «Дом отца Галлен в Понтуазе», 1866 г.;
  • «Площадь в ла Рош Гийон», 1867 г.;
  • «Вид на деревню через деревья», 1868 г.

Работы, прославившие мастера сочетаю в себе традиционные пейзажные сюжеты, с уникальной, присущей только Писсарро прорисовкой света.

Франко-прусская война

В 1870 году, когда Францию охватывает война, Писсарро переезжает в Лондон. Там он творит с Моне. Из-под его кисти выходит много лондонских пейзажей. В тот год Камиль создает несколько интересных и запоминающихся работ под названием:

  • «Фокс Хилл, Верхний Норвуд»;
  • «Дорога из Версаля в Лувесьенне»;
  • «Весна в Лувесьенне».

В это время, его дом в Лувесьенне грабится прусами. Практически все оставшиеся картины во Франции уничтожены. Солдаты их используют в качестве подносов, как подстилки для сада во время дождя. Сохранилось лишь 40 картин, а речь шла о 20-летней работе.

Возвращение и нищета

После войны во Франции ничего не меняется. Новая республика лишает буржуа денег, следовательно, покупать картины некому. Писсарро живет в нищете. По этой причине он периодически принимает участие в коммерческих проектах своего отца.

Камиль отличался анархическими политическими взглядами. Он даже помогал анархистам Франции и Бельгии издавать печатные издания. На творчестве его политическая позиция никак не отразилась.

Писсарро живет в Понтуазе. В его творчестве уже явно заметны нотки импрессионизма. Дом творца часто посещает Поль Гоген, Поль Сезанн, который становится его учеником. Мастер делится с Сезанном своей техникой отработки цвета и оттенков.

В этот период из-под кисти живописца выходит много интересных полотен:

  • «Пейзаж в Понтуазе», 1874 г.;
  • «Тропинка Жали в Понтуаз», 1875 г.;
  • «Дорожка сквозь лес осенью», 1876 г.;
  • «Сад и цветущие деревья. Весна», 1877 г.

Сезанн, став известным художником, некоторые свои работы подписывает как «ученик Писсарро». В те годы официальная выставка Салона и французская знать не признают работы молодых импрессионистов.

В 1884 году Камиль переезжает в Эраньи-сюр-Эпт, где живет до последних своих дней.

Выставки импрессионистов

Первая выставка прошла в 1874 году в Париже под эгидой «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов». Писсарро выставляет 5 полотен. Вторая проводится только спустя 2 года, затем через год и так далее. Многие импрессионисты отказываются от своего творчества из-за тотальной нищеты и непризнания.

Камиль Писсарро не сдается. Но его вера оправдается только спустя 8 лет.

Техника пуантилизма

В 1885 году Камиль знакомится с творчеством Жоржа-Пьера Сера и Поля Синьяка. После знакомства с художниками он увлекается техникой пуантилизма. Картины в этой технике отличаются яркостью и красочностью, что не присуще импрессионизму. Кажется, что перед глазами декоративное панно, а не картина. Полотна создаются скоплением точек, которые в целом дают изображение. Пиком популярности направления являются 1880-1890 г.г.

Освоив технику пуантилизма, он быстро о ней забывает, та как картины очень плохо продаются. Художник Писсарро признается, что она ему не по душе и не приносит никакого художественного удовлетворения.

В этой технике выполнены картины под названием: «Грушевые деревья и цветы в Эраньи, утро», 1886 год, «Дети во дворе усадьбы», 1887 г.

Успех и благополучие

С 1890 года финансовое благополучие семьи Камиля Писсарро поправляется. Ему удается продать 2 картины на аукционе, за которые он получает 3500 франков. В дальнейшем художник получает признание и к нему приходит настоящий успех. Он много творит и путешествует, но по прежнему любит Францию и в его работах пейзажи страны занимают львиную долю.

Современники так и не смогли по достоинству оценить творчество художника. Настоящее признание к Писсарро пришло только спустя десятилетия после его смерти. Теперь его полотна оцениваются в миллионы долларов США.

Последние годы жизни Камиля омрачаются проблемами со зрением, но он продолжает писать. У него повторное заражение глаз, которое не дает ему творить на открытом воздухе большую часть года, поэтому ему приходится писать из своего гостиничного номера.

12 или 13 ноября 1903 года Писсарро умер, причины смерти так и не установлены. Его прах нашел упокоение на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Личная жизнь

Еще во время обучения в Академии, Камиль влюбляется в Жюли Веллей. Она служанка его матери, поэтому ни о каком браке родители не хотят слышать. Вопреки воле отца и матери, Писсарро спустя 10 лет бурного романа с Жюли женится на ней.

В браке рождается 8 детей. Двое сыновей идут по стопам отца и становятся художниками – Жорж и Люсьен. Жорж в своем творчестве отходит от импрессионизма и увлекается модернизмом, является ярым почитателем Гогена. Люсьен творит в технике отца.

Особенности творчества Писсарро

Картины мастера – это удачное сочетание пейзажей и уникальной техники прорисовки света. Зрелые полотна художника наполнены физическим ощущением света, это плотные раздельные мазки, чистота цвета. Главным источником вдохновения для мастера была природа.

Камиля называют художником земли. Его кисть одинаково красиво отображала пыль дороги и цветущие сады. Всю свою жизнь Писсарро исследовал новые техники, увлекался новаторскими идеями в изобразительном искусстве. Художник является признанным основателем школы импрессионизма.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий