Камиль Коро, биография художника-мечтателя

Художники разных стран

Жан-Батист Камиль Коро – французский художник-пейзажист, предшественник импрессионистов как выразителей впечатления, виртуозный мастер оттенков и полутонов.

Детство и юность

Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в Париже. Мать, по происхождению швейцарка, имела магазин-ателье модной одежды на улице Бак, отец занимался тканями. В семье, где кроме Камиля было две дочери, царила атмосфера светских сплетен и бесконечных разговоров о нарядах. Когда пришла пора учиться, Камиля на три года устроили в парижский пансион, затем в руанский коллеж. Отец предполагал, что сын займётся его же делом и отдал Камиля в приказчики продавцу сукном. Но мечтательный и рассеянный юноша совершенно не подходил для такой работы, его перевели в курьеры. Пять лет Камиль покорно разносил товары. Наконец утомительная и неинтересная служба настолько наскучила терпеливому, уже 26-летнему, Коро, что он рассказал отцу о своей мечте стать художником. Пришлось уступить – не один год отец с горечью наблюдал, что сыну действительно не стать коммерсантом. Вместо внесения крупного пая за сына (в торговое дело), отец назначил ему солидную ежегодную ренту (средства, перешедшие Камилю от недавно погибшей младшей сестры). Сумма 1500 франков была достаточной для безбедного существования до конца жизни и свободных занятий живописью.

Учёба по призванию

В 1822 году окрылённый Камиль поступает на учёбу к художнику Ахиллу Мишалону, который только вернулся из Италии, а после его внезапной кончины переходит к его учителю Виктору Бертену, президенту Академии. Уже с пробных работ он начал полагаться на своё художественное чутьё и собственный вкус. Первыми, кому начинающий живописец демонстрировал свои пробы кисти, были молоденькие швеи из ателье его матушки.

Первая мастерская, работы и компромиссы

Позже он облюбовал для работы загородный дом в Вилль д’Авре, который его отец приобрёл для семьи в 1817 году. Дом, в мансарде которого художник обустроил мастерскую, располагался посреди леса с видом на живописный пруд и как нельзя лучше подходил для тяготеющего к природе и пейзажам Камиля. Работая с натуры, он стремится к правдивости и искренности. Некоторая эскизность письма в первых этюдах становится его особенным приёмом, как в картинах «Мальчик в цилиндре» и «Деревушка вблизи Вилль д’Авре», работах 1823-1825 годов. Но официально узаконен только академизм, его монополия не пропускает в Салоны никаких вольнодумцев. Нет у них доступа и к официальным заказам. Будучи по природе человеком спокойным, которому чуждо всякое бунтарство, Камиль вынужден приспосабливаться: писать для Салона компромиссные работы, а для себя картины по душе.

Мост в Нарни 1826 г.Поездки в Италию

В 1825 году Камиль едет учиться в Италию. Здесь он осознаёт, что у Бертена «почти ничему не научился и едва умеет рисовать». В Риме к нему пришло понимание, что наброски следует делать быстрыми штрихами, не добиваясь внешней завершённости, а лишь передавая первое, самое точное и яркое, впечатление. Таковы его бесхитростные наброски простых итальянцев «Старик», «Итальянский монах за чтением», «Итальянка с кувшином» (1826-1827) – ничего экзотического, только поэзия и красота впечатления живописца. Быстрые этюды Коро, написанные с натуры в окрестностях Рима, уже необычайно подвижны и смелы («Чивита Кастеллана» во множестве композиций, 1827-1828).

Путешествия по Италии Коро предпринимал ещё дважды: в 1834 и 1843 годах. Копирование фресок Андреа Орканьи и Джотто в Пизе, подготовка этюдов к чудесной картине «Вид из садов Боболи на Флоренцию» и другим пейзажам во Флоренции, вдохновенная работа в Венеции – результаты этих плодотворных поездок.

Национальный реалистический пейзаж набирает силу

Французское искусство в начале XIX века претерпевало противостояние классицизма и романтизма. Пейзаж академиками признавался лишь как фон для изображения мифологических персонажей, тогда как романтики приукрашали и расцвечивали картины природы. В обстановке этой борьбы всё больше набирали мощь последователи барбизонской школы живописи. Название образовано от селения Барбизон, места длительного пребывания родоначальников движения, таких как Руссо, Милле и другие. Деревня Барбизон, живописный лес Фонтенбло вокруг неё стали излюбленной натурой барбизонцев, художников, выступающих за реалистичность искусства: пейзаж должен быть естественным, а герои картин – простые люди за обыденными занятиями.

Утро в ВенецииКоро с барбизонцами и без

Коро, также убеждённый реалист, с удовольствием присоединился к барбизонцам. Они вместе ездили по стране и честно воспроизводили реальные лесные опушки, размытые дороги, пасущиеся стада. Но между Коро и основателями барбизонской школы было целое поколение: его работы смелее и глубже, темы шире, нюансы тоньше, сам художник в целом более независимый и остро чувствующий новизну.

Любовь к пейзажу иногда была вынуждена уступать место работе для Салона. Коро, согласно требованиям, по-прежнему писал большие полотна на традиционные темы из мифологии и Библии, казалось бы, официальные и помпезные, но и в них витает благородство и свобода искусства.

Коро-портретистом коллеги были не довольны, высказывали замечания по поводу рисунка, незавершённости и недостаточности работы в целом. Специалисты же считают, что Камиль Коро – редчайший пейзажист, изображающий людей так же мастерски, как и картины природы.

Долгий путь к признанию пейзажиста

Шли годы, в среде живописцев Коро был почитаемым и авторитетным мастером тонкого пейзажа, серьёзность художника не вызывала сомнений. Но его работы не покупались, скромный и терпеливый мастер по-прежнему жил на отцовскую ренту, и, самое обидное, родители до сих пор не оценили его таланта и относились к сыну как к бездарному неудачнику – горькая ноша, но Коро достоинства не терял, как и надежды, что когда-нибудь всё изменится.

Выставив «Монаха», «Бегство в Египет» и пейзаж «Пастушок» в Салоне 1840 года, Коро наконец-то дождался смягчения критики и резкого поворота в своей карьере. Затем публике были представлены другие пейзажи, пресса оживилась и стала хвалить художника. «Пастушок» принёс живописцу 1500 франков премии, довольный художник передал картину Руанскому музею.

Изысканные картины-грёзы «колосса с душою ребёнка»

Получение ордена Почётного легиона в 1846 году ещё более окрылило художника. Прислушиваясь к внутреннему влечению, мастер стал превращать свою живопись в таинственное прибежище снов, конкретика и земные черты стали уходить из неё. Изысканность, тонкость и нежность, отсутствие эффектных нажимов и каких-либо грубых элементов, удивительная самодостаточная красота и притягательность – признаки картин-грёз Коро.

Удивительна личность художника, не похожего на эстета-одиночку. По воспоминаниям современников, Камиль Коро был высоким, статным и простым в общении человеком. Безмятежный облик говорил о спокойном, уравновешенном характере. Он не был остроумным эрудитом, но покладистый нрав и приветливость позволяли ладить с разными людьми, в которых он отлично разбирался. Сердце его было отдано родной природе, а нежная душа вела руку с кистью, создавая волшебные пейзажи.

Лес ФонтенблоГармония тонов

Сам художник отмечал, что главное, это общая гармония, гамма, где тона и полутона гораздо важнее цвета, который, наоборот, может быть разрушительным. У Коро удивительным образом и деревья наделены человеческими качествами: они страдают и тоскуют, сочувствуют и волнуются. Чуть погасшие, словно в сновидении, неяркие монотонные краски рифмуются с конкретными видами, над всем этим витает муза живописца и его дарование – так рождается волшебная картина.

Ценителей всё больше. Слава не меняет Человека

С годами поклонников прелестных пейзажей Коро становилось всё больше, к их рядам присоединялись даже самые враждебно настроенные оппоненты. Заслуги художника были признаны – в 1849 году он стал членом жюри Салона. Картины теперь пользуются спросом у коллекционеров и музеев, цены на них растут. В Салоне 1866 года картина Коро «Одиночество» была куплена Наполеоном III за 18 тысяч франков, солидную сумму для того времени. Растущая популярность художника привела к нему заказчиков и покупателей, теперь за картины он выручает приличные деньги. Поведение и образ жизни Коро при этом остаются прежними, чему способствуют отсутствие честолюбия и амбициозных планов, неутомимое усердие и простота живописца. Он по-прежнему скромный холостяк, нехитрое хозяйство которого ведёт старая служанка Адель, бывшая когда-то его гувернанткой. Помогал нуждающимся и бедным, содержал ясли для детей – его отзывчивость и душевность сделала благотворительность потребностью.

Известные картины

Камиль Коро создал очень много картин. В годы популярности, когда не было физической возможности выполнять все заказы, художник вынужден был лишь подписывать сделанные ассистентами копии.

Самые известные произведения Коро:

  • «Вид от садов Фарнезе» (1826);
  • «Мост в Нарни» (1826);
  • «Утро в Венеции» (1834);
  • «Лес Фонтенбло» (1846);
  • «Утро. Танец нимф» (1850);
  • «Деревенский концерт» (1857);
  • «Письмо» (1865);
  • «Воспоминание о Корбоне» (1872) и многие другие – трудно выбрать из множества прекрасных и завораживающих картин.

Последние годы

В 74 года Камиль Коро потерял душевное равновесие, когда разыгралась франко-прусская война (1870-1871). В порыве патриотизма он купил ружьё, чтобы присоединиться к добровольцам. Но больше пользы приносило его дарование: вырученные от картин деньги Коро направлял на содержание лазаретов, изготовление пушек – целью его была помощь родине.

В 1874 году Коро тяжело заболел (у него развился рак желудка). В конце года жюри Салона присудило Большую золотую медаль другому художнику, чем были возмущены очень многие почитатели таланта Коро, и активисты во главе с его школьным товарищем Маркоттом приняли решение организовать подписку за великого пейзажиста и всё-таки наградить его персональной золотой медалью. В Гранд-Отеле 29 декабря 1874 года собралось немало людей, чтобы вручить любимому мастеру медаль как знак уважения, преданности и восхищения – подобное почитание современника довольно редкое явление. Коро появился, придерживаемый Маркоттом, он выглядел очень измождённым, слабым и мало узнаваемым. Публика аплодировала и плакала. Приняв футляр с медалью, Камиль Коро, великий художник и прекрасный человек, был счастлив. Через два месяца, 22 февраля 1875 года, он умер, так же стойко и смиренно, как жил.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий