Поль Сезанн биография художника

Художники разных стран

Родоначальником постимпрессионизма называют Поля Сезанна, французского художника, творческие изыскания которого лишь опирались на импрессионизм, но не ограничивались его принципами и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие искусства.

Происхождение

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в тихом городке Экс-ан-Прованс на юге Франции. Отец будущего художника Луи-Огюст Сезанн был предприимчивым человеком, напористым и прижимистым. Удачно вкладывая свои сбережения, сколотил неплохое состояние, но для близких был настоящим тираном – друзья детства Поля вспоминали его как скупого, властного и упрямого грубияна, сын трепетал перед ним всю жизнь.

В семье было уже двое детей (5-летний Поль и его младшая сестра Мария), когда родители узаконили в мэрии свои отношения. Отцу тогда было уже 45 лет, а матери, высокой, стройной брюнетке, почти тридцать. Не в пример супругу, г-жа Сезанн была женственной и мечтательной. Она с удовольствием возилась с детьми, вместе с ними фантазируя и выдумывая новые игры. Одним из развлечений было рисование угольком на стенах, что Полю неплохо удавалось – дома и мосты, изображённые им, были узнаваемы.

Особенности характера будущего художника

С детства мечтательностью и восприимчивостью Поль походил на мать, чем часто сердил своего решительного отца, который желал видеть в сыне достойного преемника. Когда отец, возвращаясь вечером, покрикивал на жену, сыну хотелось спрятаться. Поэтому он рос запуганным, робким и неуверенным в себе мальчиком, но одновременно шумным и подвижным (когда рядом не было отца). Поль хорошо ладил с сестрой, были у него и друзья, с которыми он обожал бродить по старым улочкам и лазить по живописным окрестностям Экса. С некоторыми прочная дружба связала на долгие годы, например, с Филиппом Солари из семьи каменотёса.

Но Поль умел приспособиться к любым обстоятельствам. Делал он это уступая и выжидая. У него сложился характер, который делал Сезанна двойственным во всём: равнодушным и страстным, общительным и нелюдимым, строптивым и послушным.

Учёба в Эксе

В 1848 году Поль становится полупансионером в школе Сен-Жозеф. Он прилежный ученик, усидчивость позволяет быть на хорошем счету. Уроки рисования Поль особенно не выделял, занимался с таким же усердием, как и другими предметами. Но обрадовался, когда отец подарил ему коробочку акварельных красок и увлечённо раскрашивал картинки в журналах.

В 1852 году 13-летний Поль поступил в коллеж Бурбон – настоял отец, ведь здесь учились дети из местных добропорядочных семейств. Учится по-прежнему ровно и одинаково прилежно по всем предметам. В стенах коллежа Поль тесно сдружился с Эмилем Золя, будущим писателем. Они не были одноклассниками, но однажды заступившись за Золя, которого обижали, Поль сам обрёл в нём больше, чем опору. Третьим товарищем стал Батистен Байль, одноклассник Поля. Троица неразлучных друзей упивалась книгами и мечтами, взрослела, с годами их дружба только крепла. В 1858 году Золя с матерью уехал учиться в Париж. Поль очень страдал, но взросление это и умение расставаться, и строить свою взрослую жизнь.

Начало творческого пути

Девушка у пианино
Девушка у пианино

В том же 1858 году в Эксе открывается музей. Хранитель его Жозеф Жибер, художник-портретист, по собственной инициативе даёт бесплатные уроки рисования. С другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, на занятия начинает ходить и Поль Сезанн. Картины и статуи музея вызывают в нём некоторые грёзы, временами он берётся за кисть, стараясь по памяти воспроизвести увиденное.

В конце 1858 года экзамен на степень бакалавра сдан, и по воле отца Сезанн теперь должен поступить на юридический факультет. Но в нём уже созрело желание рисовать! Приходится буквально раздваиваться, днём занимаясь ненавистным правом, а вечером милым рисованием – Сезанн уже мечтает о Парижской академии художеств. Набравшись смелости, Поль сказал о своём желании отцу, тот был взбешён и велел ему выкинуть из головы эту глупость. Несколько месяцев продолжалось противостояние отца и сына. Луи-Огюст всё же сдался и решил позволить упрямцу вкусить богемной жизни.

Первая поездка в Париж

В 1861 году отец отвёз 22-летнего сына в столицу и назначил ему 150 франков в месяц содержания. Сезанн, поклонник тишины и уединения, начинает знакомиться с шумным и суетным Парижем. Немедленно берётся за работу, поступив в мастерскую Сюиса для того, чтобы подготовиться к экзамену в Академии художеств. В новой для себя среде Сезанн старается не затеряться, заводит приятелей, много занимается, часто встречается с Золя. Но неуверенность в себе от того, что не всё получается, приводит к возрастающему раздражению: а что, если отец был прав? В порыве отчаяния и уныния Поль уезжает в Маркуси, в августе возвращается, но метания не закончились. Однажды Золя застал его в бешенстве – неудовлетворённый своими работами, Сезанн уничтожил их. И уехал домой.

Сезанн – работник банка

Луи-Огюст ликовал – всё, сын исцелён, и наконец-то займётся настоящим делом. Поначалу Поль пытался честно сосредоточиться на бухгалтерских книгах, но всегда с облегчением покидал контору. Ему было нестерпимо скучно заниматься процентами, дивидендами, ссудами – мысли уносились в Париж, а рука на страницах бухгалтерских книг непроизвольно делала карандашный набросок.

И вот он тайком от отца снова записался на уроки рисования, накупил себе холста и красок… К тому же к повзрослевшему Полю начало приходить понимание, что натура его так переменчива, что он не может долго находиться на одном месте. Теперь ему нужен и Париж, и Экс.

Париж. Вторая попытка

Гора Сент-Виктуар
Гора Сент-Виктуар

К концу 1862 года ему удалось убедить отца в необходимости отъезда, и в ноябре он снова в столице. На этот раз он твёрдо уверен в своём призвании и намерен поступить в Школу изящных искусств. Но тем не менее он заранее противится академическому образованию – опять противоречие. Теперь картины Сезанна – живописное отражение сумрачного, глубоко сокровенного, внутреннего мира. Обостряется его болезненная чувственность, воспалённая фантазия создаёт мрачные образы. К тому же он боится женщин и шутит, что не знает, что с ними делать. Романтик по натуре, Сезанн картины пишет в приглушённых, тусклых тонах, но сквозь эту сдержанность местами прорываются яркие краски.

Теперь он более спокоен, много работает, ходит на этюды, восстанавливает связи по мастерской Сюиса. Особо сближается с уравновешенным и благородным Писсарро и жизнерадостным кутилой Гийеме, по-прежнему часто встречается с Золя. Палитра художника посветлела, мазки разделились, в произведениях стали преобладать пейзажи – Поль Сезанн к ним пришёл под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро. Осознанная благодарность другу была так велика, что Сезанн стал прибавлять к своей подписи на картинах «ученик Писсарро».

Экзамен в Школу изящных искусств Сезанн провалил. Молодой художник был в бешенстве, но друзья усмирили его, убедив в несостоятельности Школы с устаревшими методами преподавания. Живописец погрузился в работу, зачастил в Лувр, на выставки, в том числе отверженных (первая как раз прошла в 1863-м). До лета 1864 года, когда Сезанн намеревался отправиться в Экс, он планировал представить что-нибудь жюри Салона. Но работы Сезанна были жюри отвергнуты.

Передышка дома

В милом сердцу Эксе Поль теперь чувствует нехватку парижской свободы. Дом тяготит его, и он бродит то по окрестностям, то по музею. Но чаще всего запирается в красивом просторном особняке, купленном отцом, и работает. Здесь он занимается стенной росписью большой гостиной, иногда пишет на природе. Но и то, и другое ему не так интересно, как выражать на полотнах свой внутренний мир. К тому же ему действительно трудно – ведь кроме Жибера у художника Сезанна не было ни одного учителя, ему самому надо до всего дойти. И на этом пути он продырявит не один холст, и в исступлении сломает не одну кисть.

Терпенье и труд…

Через полгода, в начале 1865-го, Сезанн уезжает в Париж. Готовится к Салону, но почти спокоен – уже уверен, что он особенный («Я само напряжение»), в то время как работам принятых на выставку не хватает темперамента (так он считал). И на этот раз полотна Сезанна отклоняются…

Этот сценарий будет повторяться 18 лет! Лишь в 1882 году, единственный раз, произведение Поля Сезанна будет принято в Салон. Поистине упрямство прокладывает дорогу. Но ни тогда, ни десятилетиями позже к такой живописи публика готова ещё не будет. До 55 лет покупать картины художника будет практически один человек – коллекционер Ива Танга.

В биографии Поля Сезанна есть легенда об удаче упорного живописца в виде его встречи с арт-дилером Амбруазом Волларом, который торговал предметами искусства с 1888 года, а в 1893-м открыл собственную галерею в Париже. Месье Воллар, заглянув в мастерскую художника, купил все его картины, полторы сотни полотен. Выставив наиболее скандальные из них, как работа под названием «Купальщики на отдыхе», на витрину своей галереи, хозяин рисковал оставить витрину без стекла, но через некоторое время все работы были раскуплены, принеся Воллару неплохие барыши. В последующем эта человеческая и коммерческая связь укрепилась, художник шутя упоминал арт-дилера как «работорговца». К тому времени, Луи-Огюста Сезанна уже не будет. На наследство Поль на окраине Экса приобретёт домик и устроит там свою затворническую студию, лишь посылая в Париж письма сыну.

Личная жизнь

Берег Марны
Берег Марны

Полжизни Поль скрывал от отца свою женитьбу на натурщице Мари-Ортанс Фике, которая родила ему сына. Потом сам прятался от жены – между ними всегда существовала дистанция – ему было жизненно необходимо личное пространство (к тому же у Сезанна была фобия прикосновений). Но на смертном одре Поль бредил двумя именами – он звал Жибера, директора музея Экса и своего учителя, и Поля Сезанна-младшего, единственного сына.

Небогатая личная жизнь – искусство у Сезанна всегда было на первом месте.

Уход из жизни

15 октября 1906 года художник сильно простудился на пленэре – он был так увлечён работой, что не мог её прервать, когда хлынул проливной дождь –продолжал писать ещё часа два. Стремительно развилось воспаление лёгких и 22 октября 1906 года Поля Сезанна не стало.

Картины Поля Сезанна

Автор более восьми сотен картин был чрезвычайно требователен к себе – недовольный своими работами, он их беспощадно сжигал, рвал, топтал. Живопись Сезанна многие критики сравнивали с попаданием красок из заряженного ими пистолета на холст. С удовольствием посмотрим, что же мастер «настрелял»:

  • Таяние снега в Эстаке (1870);
  • Современная Олимпия (1874);
  • Автопортрет (1875);
  • Бассейн в Жа де Буффан (1876);
  • Натюрморт (Сезанн в разные годы написал их множество);
  • Большие купальщицы (1898) и прочие купальщики;
  • Гора Сент-Виктуар (будет изображена десятки раз) .

Всё это плодотворные попытки мастера создать уникальный стиль, большой и многообразный, «кладовую» стилей для художников современности.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector