Альфонс Муха — чешский художник, покоривший Париж

1906 г.Альфонс Муха начинал как рядовой, ничем не примечательный уличный художник. Он брал любой заказ, который попадался под руку: рисовал меню для ресторанов, афиши, портреты, даже расписывал потолки в домах богачей. Подробнее о том, как имя чешского дизайнера стало известным во всем мире, читайте в статье.

Ранние годы

Родился Альфонс в 1860 году, в провинциальном чешском городке – Иванчице. Любовь к искусству развивалась у мальчика с ранних лет. Он увлекался пением, а в более сознательном возрасте принялся за акварель. Альфонс пытался поступить в Пражскую Академию Искусств, но провалил экзамены. Знал ли профессор, который назвал работы Альфонса бесталанными, что он только что отказал гению? В любом случае, для Мухи это не было особым ударом: он не утратил интереса к живописи.

Славянские мотивы в творчестве Мухи

Место рождения оказало значительное влияние на дальнейшее творчество Мухи. Его работы пронизаны любовью к родине: почти в каждой из «Женщин Мухи» прослеживаются славянские черты. Серия его самых известных работ, «Славянская эпопея», посвящена знаменательным датам чешской истории.

Временные трудности

Дальнейшая его деятельность непостоянна: сначала он работал на отца, затем перебивался мелкими подработками. В 1879 году получил должность театрального декоратора в Вене. Через три года его мастерская сгорела вместе с театром. В раздосадованных чувствах он вернулся в Моравию, город Микулов. Там же его встретил человек, который увидел в юноше талант, его первый спонсор.

Знакомство с графом Белази, обучение в Мюнхене

Граф Эдуард Куэн Белази случайно заметил одну из работ Альфонса. А именно – зарисовку девушки на берегу. Белази по достоинству оценил творчество Мухи. Он пригласил художника расписывать фрески в своем поместье. Альфонс настолько покорил графа Белази, что тот согласился оплатить учебу талантливому юноше в Мюнхене. В академии не оставили без внимания умения Альфонса и зачислили художника сразу на 3 курс. Там же он освоил приемы литографии, которые успешно применял в своих работах. После выпуска (1885 год) художник решил продолжить обучение в Париже.

Ранние картины художника Альфонса Мухи«Жанна д’Арк» – 1875;

  • «Колокольня в Иванчице» – 1878;
  • «Сусанна и старцы» – 1886;

Знакомство с Сарой Бернан

1894 год стал для Мухи решающим. В канун рождества известная парижанка, актриса большого театра Сара Бернан, захотела поставить пьесу «Жисмонда». Для подготовки афиши срочно нужен был художник. Альфонс оказался единственным, кто не отправился в предпраздничный отпуск. Он работал над плакатом всю ночь. Художнику удалось произвести невероятный эффект на публику и, самое главное, на саму актрису. Сара Бернан стала постоянной заказчицей Мухи. Вместе с парижской актрисой в жизнь чешского художника пришла популярность.

Как выглядела «Жисмонда» Альфонса Мухи?

Чтоб удивить Сару Бернан, Муха стал своего рода новатором: он полностью пересмотрел концепцию афиш. Портрет Сары был выполнен в полный рост, отчего она казалась изящной, стройной, а самое главное – живой. При почти полном отсутствии теней и намеков на объем, он придал фигуре удивительную естественность. Сара Бернан была облачена в расшитое золотом белое платье. На рыжих, почти что золотых волосах, как корона расположился огромный венок из орхидей. Многолетний опыт разработки меню и рекламных листовок прошел не зря. Муха был не только отличным художником, но и дизайнером с собственным стилем.

Жизнь в Париже

Сара Бернан предложила Альфонсу контракт в Театре Возрождения, с ежемесячной оплатой в 3 тысячи франков. Его деятельность на этом не остановилась, он продолжал разрабатывать дизайны на заказ: этикетки, афиши, календари, упаковки, открытки. Его неповторимый стиль так и назвали: «Стиль Мухи». В реальности художник был модернистом, точнее – представителем французского «ар нуво», что в буквальном переводе означает «новое искусство».

Альфонс Муха как ювелир

В 1898 году ювелир из Парижа Жорж Фуке предложил Мухе плодотворное сотрудничество. Специально для Сары Бернан они совместно разработали ряд украшений, подходящих под определенные роли. В 1901 году на улице Руаяль в Париже был открыт ювелирный салон, дизайнером экстерьера и интерьера которого стал сам Альфонс.

Работы Альфонса Мухи (Парижский период)«Жисмонда» – 1894:

  • «Гвоздика» – XIX век;
  • «Зодиак» – 1896;
  • «Пророчица» – 1896;
  • «Медея» ­– 1898;
  • «Обзор Вест Энда» – 1898;
  • Иллюстрация меню и программы – 1898;
  • Иллюстрации к журналу «Месяц» – 1899;
  • «Яркий день» – 1899.

Личная жизнь

Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.

Женитьба на Марии Хитиловой

Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.

Дети и влияние женитьбы на творчество

У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.

Переезд в Америку

В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».

Серия картин «Славянская эпопея»

Апогеем творчества Альфонса Мухи стала серия эпических произведений, посвященных истории славянских народов. Значительная величина произведений (6х8 метров) требовала весомых финансовых затрат. Спонсором стал упомянутый ранее Чарльз Крейн. Всего серия насчитывает 20 картин. Альфонс работал над ними с 1912 по 1926 год. Для полного уединения и вдохновения, художник вернулся в Чехию. Перед тем, как приступить к работе, художник досконально изучил исторические труды соотечественника Франтишека Палацкого.

Ключевые картины серии «Славянская эпопея»

  • «Славяне на исконной Родине» – 1912;
  • Введение славянской литургии – 1912;
  • Отмена крепостного права на Руси – 1914;
  • Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах – 1914;
  • Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле – 1916;
  • Коронование царя Стефана Душана – 1923;
  • После Грюнвальдской битвы – 1924;
  • Гора Афон – 1926;
  • Апофеоз истории Славянства – 1926.

Последние годы жизни художника

Критики встретили выход «Славянской эпопеи» на удивление холодно. Даже сейчас при запросе «картины Альфонса Мухи» Вы скорее увидите дизайнерские плакаты в стиле ар нуво, чем его эпические картины. Так или иначе, после выхода в свет серии, живописец притормозил в своей творческой деятельности. Сказывался и возраст, и титанический труд над «Эпопеей», после которой художнику нужен был отдых. В 1936 году Альфонс выпустил собственные мемуары. Спустя несколько лет, в 1939 году, Чехословакию захватили нацисты. Альфонс был социалистом и революционером, его постоянно задерживали и подвергали допросам. Из-за многочисленных стрессов и преклонного возраста, художник не выдержал настигнувшей его болезни и скончался в возрасте 78-ми лет.

Работы на закате жизни

  • Витраж в Соборе Святого Вита – 1931;
  • «Клятва об объединении славян» – 1939;
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector