- Автор: Клод Моне;
- Год: 1840—1926;
- Место нахождение: В музеях разных стран мира;
- Холст : масло;
- Цена:
- 19 июня 2007 года один экземпляр был продан в Лондоне за 18.5 мил. фунтов стерлингов;
- 24 июня 2008 года другая картина из серии, «Пруд с кувшинками» продана за 41 миллион фунтов стерлингов;
- 23 июня 2010 года «Кувшинки» 1906 года написания, были сняты с аукциона не достигнув ожидаемой цены продажи в 40 миллионов фунтов стерлингов, на торгах в “Кристис”, максимальная ставка была 29 миллионов;
- В мае 2014 года, «Кувшинки» 1907 года написания были проданы за скромную сумму в 27 миллионов долларов.
«Кувшинки…» — это серия крупноформатных картин Клода Моне, содержащая более двухсот работ. Все они выполнены маслом на холсте. Одна из них, размером 200 х 200 см, написана в 1916 году и принадлежит токийскому Национальному музею Западного искусства. О ней и пойдёт речь, познакомимся с живописцем.
Автор «Кувшинок»
Оскар Клод Моне (1840-1926) – французский художник, стоявший у истоков импрессионизма, крупнейшего течения в мировом художественном искусстве, родиной которого стала Франция. Талант, упорство и искренняя вера, что наступает эпоха новой живописи, придали ему уверенности. Он отрёкся от старой школы живописи, желая учиться лишь у природы, полагаясь на собственные зрительные ощущения. Пейзаж, чаще всего у воды, главный жанр творчества Моне. Заряжаясь энергией от окружающей красоты и черпая в ней и самой природе вдохновение, Клод Моне создавал чудесные картины, отражающие впечатление счастливого человека, радующегося жизни. Часто, не удовлетворившись одним видом, ракурсом или освещением выбранного пейзажа, возвращался к нему не раз. Писал ли Моне кувшинки или тополя, сложенные стога или городские виды, он каждый раз находил что-то новое. Так появлялись знаменитые циклы картин.
Ландшафтное искусство поклонника цветов
Последние 43 года жизни – почти половину её – Моне провёл в Живерни, полюбившейся ему деревне в Верхней Нормандии. Когда-то художник обратил внимание на особое очарование этих мест просто из окна поезда. Переехал сюда с женой и детьми, сначала арендовал, а затем и выкупил дом с участком около 7,5 тысяч квадратных метров, и приступил к творчеству, на этот раз не только на холстах. С энтузиазмом и фантазией он начал обустраивать цветущий сад – именно живые цветы были предметом его страсти, такой же, как игра красок на полотнах. Моне обдумывал композиции, подбирал растения по высоте, оттенку лепестков и срокам цветения, сортировал, размножал, сеял, устанавливал подпорки, создавая бесконечную, меняющуюся, живую картину. Сад стал второй мастерской художника, его палитрой.
Водный сад Моне

Особенно восхищал мастера, как и его гостей, рукотворный пруд с кувшинками, вырытый на притоке реки Эпт по проекту самого художника. Надо сказать, одним из увлечений Моне было японское искусство: дизайн, живопись, гравюры. Моне среди простых надводных конструкций построил Японский арочный мостик, насажал водяные и прочие цветущие растения – так называемый Водный сад оформил в японском стиле. Вокруг обустроил много аллей, тропинок, скамеек и укромных уголков – отсюда мастер рисовал пруд с лилиями. Можно представить, какое умиротворение и вдохновение испытывал здесь Клод Моне, «Рафаэль воды», по определению его приятеля художника Эдуарда Мане.
Композиция полотна
Блики, преломления и отсветы всегда интересовали Клода Моне. С годами на его картинах всё меньше реалистичных цветов, листвы, веток, всё больше их преломлённых, дрожащих в воде отражений. На токийском полотне Клода Моне белые кувшинки, жёлтые и красноватые лилии, их круглые сине-зелёные листья-плоты у краёв картины художником просто обрезаны. Нет линии горизонта, свисающих ветвей деревьев, прибрежного камыша – только пруд и водяные кувшинки. Этот приём создаёт у зрителя ощущение, что картина представляет собой лишь один «кадр» удивительно живописного водоёма, взглянув на который с любого ракурса, увидишь не менее завораживающий вид.
Техника и приёмы исполнения
Главные средства достижения художественного эффекта и выразительности в этом произведении – цвет и направление кисти. Овалы мокрых листьев художник выписывал, делая закруглённые мазки, лилии и кувшинки – по направлению лепестков и довольно щедро, не жалея красок – цветы становились объёмными, и даже будто тяжёлыми и влажными. Вертикальные мазки зелёного и синего цвета разных оттенков пересекают всё полотно, придавая водоёму таинственность и глубину, создавая ощущение, что видны толстые, чуть колышущиеся стебли водных растений. В местах их скопления художник применил фиолетовый и даже чёрный цвет – под сочной широкой листвой сгущаются тени и лучи солнца никогда сюда не заглядывают.
Впечатление
Картина Клода Моне «Кувшинки» очень декоративна – чудесная мозаика в приятных для глаза красках. Больше того, она удивительно динамична, несмотря на, казалось бы, застывший «кадр» тихого в общем-то водоёма, никак не бушующего моря. Кисть мастера оживила картину: наполнила влагой, еле уловимым движением, стрекотанием сверчков и горловым пением лягушек. Так и хочется поймать взглядом рябь на воде от рыбки ли, стрекозы или лёгкого ветерка, вдохнуть тёплого и чуть влажного воздуха, да просто очутиться во Франции, в деревне Живерни, в саду великого Моне, месте его восторга, вдохновения и силы.
«Работаю с усердием»
Так писал в своём дневнике художник, когда его, словно одержимого, вновь и вновь влекло к любимому пруду. Первая серия работ предстала перед зрителями в 1909 году. Критика была в восторге. Позже серия большего формата, также изумившая публику. Шли годы, разрастались плакучие ивы, ирисы, колонии кувшинок и лилий, менялись времена года и погода. В последние три десятилетия жизни Клод Моне сделал «Кувшинки, пейзажи воды» основной темой своих произведений, чем, по мнению Ромена Роллана, лауреата Нобелевской премии по литературе и соотечественника Моне, составил «славу страны и времени».