Контраст противоположностей в картине «Девочка на шаре»

Девочка на шаре

  • Автор: Пабло Пикассо;
  • Год: 1937;
  • Место нахождение: Пушкинский музей, Москва;
  • Размер: 147 х 95 см. Холст масло;
  • Цена: В 1913 году картину купил И. А. Морозов в Париже (сумма покупки не известна).

«Девочка на шаре» открывает новую страницу в биографии Пабло Пикассо. «Розовый» период творчества художника заканчивает предыдущую депрессивную стадию жизни в синих тонах. Пикассо оправился от самоубийства его друга, светлая полоса ознаменовалась многими счастливыми моментами. Знаменитая картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» написана маслом в стиле постимпрессионизма, размеры холста – 147х95 см. Увидеть картину можно в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Сюжет картины

В 1905 году Пикассо сдружился с французским циркачом и часто бывал на репетициях всей труппы. Это знакомство послужило темой будущей картины. Краткое содержание «Девочки на шаре»: на переднем плане изображены два цирковых артиста – молодая эквилибристка, балансирующая на шаре и массивный атлет, восседающий на таком же массивном кубе. На заднем плане вырисовываются силуэты женщины с двумя детьми, собаки и лошади. Главные герои заняты подготовкой к выступлению и отрабатывают свои номера.

Антиподы

Девочка и атлет показаны как символы двух противоположностей. Легкая воздушная гимнастка и тяжелый мускулистый силач находятся на таких же разных поверхностях: девочка балансирует на неустойчивом шаре, атлет – на основательном прочном кубе.

Девочка

Эквилибристка пытается устоять на круглом предмете, устремляя руки к небу. Этот момент написан для общего понимания картины – молодая девушка уподобляется абсолютно неустойчивому воздушному пространству и является как бы продолжением шара. Даже ее трико по цвету напоминает голубой цвет небосклона.

Атлет

Мужчина показан не полностью, только со спины, но и этого хватает для оценки силы, мощности и некой приземленности. Своей позой он буквально врастает в землю. Если гимнастка описана в серо-голубых воздушных тонах, то у силача преобладают светло-розовые оттенки.

Куб и шар

Эти фигуры смело можно назвать антиподами друг к другу. Если массивный устойчивый куб олицетворяет собой неподвижность, земные, правильно очерченные материи, лишенные какой-либо одухотворенности, то шар предстает перед нами символом неустойчивости, воздуха и грации. Круг относится к будущему, прогрессу, движению и божественному началу.

К моменту написания картины Пабло Пикассо уже несколько лет общался с представителями французского клуба интеллектуалов и посещал лекции парижского поэта, который проповедовал истинность греко-латинской мифологии. Из этих посещений художник уяснил, что богиня Фортуна сидит на круге, а Доблесть (ассоциируется с кубом) – на квадратном.

Очень похоже на то, что Пикассо прибегнул к этой метафоре, когда поставил девочку на шар, а силача на куб. Потому что дело не только в разной геометрии фигур, каждая из них олицетворяет того, кто на них поставлен (усажен).

Единство противоположностей

Образы циркачей, если рассматривать их символику, в связке очень напоминают весы или застывший маятник, который может качнуться в любую сторону. Действительно, хрупкость гимнастки подчеркивает силу исполина, фигура силача, в свою очередь, оттеняет грацию эквилибристки. На полотне изображена гармония правильной геометрии и легкости движения. Между персонажами существует четкая, оформленная цветовой палитрой связь. Их непохожесть создает ощущение того, что они составляют гармонию, и это равновесие приводит к пониманию, что один не может существовать без другого.

Задний план

Предыдущий «голубой» период картин Пикассо соответствовал тяжелой жизненной стадии художника, и герои его полотен занимали почти весь размер холста. В описываемой картине, относящейся к его лучшему творческому периоду, границы как бы раздвигаются, появляется пейзаж в розово-голубых тонах и фигуры на заднем плане.

Вдали видны очертания женщины, которая несет на руках младенца и рядом ведет еще одного ребенка, их сопровождает собака. Они имеют второстепенное значение, однако без этих образов картина была бы неполной. Женщина с детьми и собакой не смотрят в сторону циркачей. Существует мнение, что это показательное пренебрежение есть метафора, олицетворяющая невостребованность художественного искусства широкими массами.

Помимо описанных фигур проглядывают очертания еще одного живого существа – белой лошади. Она часто появляется и в других полотнах мастера. Но в этой картине она не может быть сквозным моментом:

Лошадь присутствует практически во всех цирковых труппах, без нее не бывает цирка;
Белая лошадь – символ надежды, возрождения, духовного просветления и самой жизни (полотно относится именно к этому периоду).

Предыстория картины

Интересно, что автор не писал «Девочку на шаре» с реального человека. Этот образ ему был подсказан скульптором Йоханессом Гётцем. Он создал известную скульптуру под названием «Мальчик, балансирующий на шаре». Познакомившись с труппой циркачей, художник закупился холстом и красками и занялся набросками к будущей картине под названием «Семья акробатов».

Однако Пикассо изменил первоначальный замысел. Дело в том, что в «Семье акробатов» у него действительно мальчик балансировал на шаре. Но для более четкого воссоздания противоположностей Пикассо заменил мальчика на девочку.

Самые известные картины Пабло Пикассо (смотреть)

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий