Картина “Завтрак аристократа” Павла Андреевича Федотова

Картины Русских Художников

“Завтрак аристократа” — картину, написанную в 1848 году маслом на холсте формата 51х42 сантиметра — называют также “Не в пору гостям” или “Ложный стыд”. Но ценность этого полотна Павла Андреевича Федотова состоит не в количестве контрастных наименований, а в интересной истории и любопытных художественных особенностях…

История создания картины

Картину связывают с популярным фельетоном Ивана Александровича Гончарова под названием “Письма столичного друга к провинциальному жениху”. Он был опубликован в журнале “Современник” как раз в год демонстрации картины публике. Скорее всего, художник действительно вдохновлялся этим текстом — в традициях Федотова было писать картины по произведениям литературы.

Если рассматривать картину в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, “Завтрак аристократа” — логичное продолжение его серии бытовой живописи. Сам мастер предпочитал описывать это как “нравственно-критические сцены из современной жизни”. Чтобы создавать такие работы, в частности и “Не в пору гостям”, мастер:

  • Зарисовывал предметы интерьера в домах своих друзей;
  • Набрасывал человеческие лица и жесты во время уличных пленэров;
  • Изучал, как с помощью света передавать текстуру ткани;
  • Совершенствовал состав своего покрытия для масляных работ.

“Завтрак аристократа” — это очередная жертва экспериментов Федотова с составом покрытия для масла. Дело в том, что художник-самоучка лично занимался готовкой лака. Это снижало успешность сохранности работ даже в музейных условиях. Конкретно “Ложный стыд” неоднократно реставрировался, а трещины на оригинальной части лака видны до сих пор.

Однако все эти нюансы не помешали картине стать популярной как среди современников художника, так и среди ценителей его творчества в наши дни. Выставленная в пятнадцатом зале постоянной экспозиции в Третьяковской галерее, она пользуется популярностью как среди рядовых посетителей, так и среди искусствоведов; критиков; художников, повторяющих работы признанных мастеров.

Художественные особенности

Картина написана в глубоких и пастельных тонах. Такое тонирование позволяет человеческому глазу воспринимать все происходящее как единое целое. А отсутствие значительных контрастов на заднем плане полностью фокусирует интерес на сюжете и центральном персонаже. Именно о них стоит поговорить подробнее, чтобы понять ценность полотна и замысел художника.

Сюжет

В центре сюжета — молодой человек, который отчаянно старается казаться частью высшего общества, живет напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой. На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что все это — фальшь и поверхностность.

Истинную приземленность героя выдает его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, бутерброд, который прячется под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что материальное состояние молодого человека далеко не так хорошо, как он старается показывать окружающим. Именно из-за этого его пугают силуэты в двери — незваные гости. Гости, которые вместе со зрителем могут выяснить реальное положение дел.

Система образов и важные детали

Система образов у Федотова — они прячутся где-то на фоне или рядом с действующими лицами — почти всегда чуть ли не важнее, чем центральные персонажи. Халат, в который облачен главный герой, указывает на его лень, склонность к спокойному образу жизни. Или даже небрежность — она также проявляется в интерьере на картине. Вообще халат — довольно популярный предмет одежды в искусстве XIX века, как раз демонстрирующий человеческие пороки.

Стоит отметить собаку — большого белого пуделя. В тициановской традиции собака — символ благородства, знатности. Скорее всего, именно ей руководствовался Федотов. Это объясняет, почему собака смотрит не на еду и своего законного хозяина, а на заходящего человека, в котором по пальто и руке в белой перчатке можно опознать настоящего аристократа.

Хлеб, который персонаж старается спрятать под книгой, символизирует у Павла Андреевича Федотова принадлежность к земле, к простой крестьянской жизни. Именно этот символ раскрывает основную идею картины: человек может сколько угодно пытаться придать себе спесь, но свою истинную, немного примитивную природу изменить он не способен.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий