«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись

Картины Русских Художников

«Сватовство майора» – картина русского художника XIX века Павла Федотова (1815-1852). Написана маслом на холсте размером 58,3 х 75,4 см в 1848 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва). Одноимённая картина-повторение с некоторыми изменениями – в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Она написана маслом на холсте размером 56 х 76 см в 1852 году.

Автор

Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора» начал в тот период, когда художник, кадровый военный, оставил службу в 1844 году ради живописи. Прежде у него были только акварельные и карандашные работы на батальные темы – «рисующий офицер», как его назвал император Николай I, полагал, что сюжетами его картин должны быть армейские будни. Хотя у него всегда было внутреннее влечение к бытовым сценкам, причём написанным остроумно и живо, и самое главное, к созданию таких произведений у Федотова, человека лёгкого и весёлого, был определённый талант. Живописец полностью переключился на житейские темы с лёгкой руки баснописца Крылова, углядевшего в рисунках Федотова уже сложившегося жанрового художника.

Сюжет

Темой картины «Сватовство майора» стала существовавшая во все времена традиция заключать браки не только по любви, но и по расчёту. В данном случае речь идёт о богатой невесте из купеческого семейства, которое не прочь породниться с настоящим дворянином, пусть и обедневшим. Распространённая в XIX столетии ситуация. Супруг давал девушке фамилию и положение в обществе, взамен получал средства, на которые мог поправить дела и жить, ни в чём себе не отказывая. Нередко впоследствии в таком браке возникали чувства и взаимная привязанность, рождались дети, и все были счастливы.

Место действия картины открывается с такого ракурса, словно зритель стал невольным наблюдателем из окна, и о его присутствии никто не подозревает.

История создания картины «Сватовство майора»

Начав писать картину, Федотов «Сватовство майора» закончить не мог по причине нехватки средств. Выручил Карл Брюллов, по ходатайству которого Императорская Академия художеств выделила живописцу 700 рублей ассигнациями. Они и пошли на оплату натурщиков, а также необходимых по мнению художника вещей, которые приходилось брать напрокат или покупать – у Федотова был принцип: ничего не выдумывать, всё «до малейшей безделицы» писать с натуры. Кроме натурщиков Федотов использовал манекен, который приобрёл ранее. Он был сделан с помощью шарниров, установленных в местах естественных сгибов – манекену можно было менять костюмы и придавать различные позы.

Фигуру майора художник писал с приятеля, офицера. Лицо – с собственного отражения в зеркале, по-актёрски подходя к образу.

Для пущего эффекта в 1849 году живописец написал рацею, стихотворное представление картины с описанием и характеристикой действующих лиц и мероприятия в целом. Особого поэтического дара у Федотова не было, но эта рацея с ярмарочным началом «Честные господа, пожалуйте сюда!» имела успех у публики как меткое и простое разъяснение, заставляющее зрителя переводить внимательный взгляд от образа к образу, от предмета к предмету.

Описание картины

Место действия – гостиная в зажиточном купеческом доме с расписным потолком, по центру которого свисает роскошная многоярусная люстра, и стенами, увешанными картинками в нехитрых рамках. Дело происходит днём, о чём говорят явный свет из окон (со стороны зрителя) и незажжённая люстра.

В комнате явный переполох – как же, сватовство бывает не каждый день. Хозяева дождались жениха, майора, который стоит за дверным проёмом справа, подбоченясь, подкручивая ус и ожидая приглашения войти. По характеристике художника, «толстый, бравый, карман дырявый». Всё устроила сваха – она, жестом указывая на жениха за дверью, направилась к хозяину. Глава купеческого семейства, солидный бородач, никак «не сладит с сюртуком, он знаком больше с армяком» – последние минуты перед встречей с женихом торопится застегнуться: «нараспашку принять – неучтиво».

По центру комнаты – купеческая дочь с матерью. Их взаимодействие динамично – невеста, словно испугавшись, выронила платочек и рванулась прочь: «Ай, ай, ай! – стыд какой!», мать же ухватила её за край платья и вразумляет. Их наряды излишне, по-вечернему, роскошны – невеста с открытыми плечами, мать в атласе. Что ж, после свадьбы, возможно, им представится шанс попасть на дворянский бал. Только купчиха не нашла ничего лучшего, как нацепить на голову привычный «сизый платочек».

Слева у двери, ведущей в хозяйственную часть дома, ещё три фигуры: кухарка, хозяйкина сватья и сиделец, торговец из лавки хозяина. Скоренько накрывается стол: закуски, бокалы, заморские вина и шампанское, пристроенное пока на стуле.

Стены сплошь увешаны портретами. Здесь и митрополит, и Кутузов, и Кульнев, герой Отечественной войны 1812 года, и сам хозяин с книгой – что за картины украшают комнату, сегодняшнему зрителю ясно из авторского комментария.

Завершает ряд персонажей и делает всю сцену совсем домашней простая кошка, которая «рыльце умывает, гостя в дом зазывает».

После выставки

Федотов «Сватовство майора» представил на суд зрителя в 1849 году (вместе с чуть ранее написанными «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой»). Совет Академии и публика были в восторге. По воспоминаниям современников, лет пятнадцать уже не видели подобного ажиотажа, вызванного произведением художественного искусства. Трудно было разглядеть картину в деталях – всем этого очень хотелось, но мешала толпа, через которую было не пробиться. Ходили на выставку по несколько раз, так свежи были впечатления и новы обсуждения – наконец-то открыто заговорили о подобных браках, узнавая в персонажах знакомых, родных и себя. Не картина, а просто живой кадр повседневности и повсеместности.

Покупателем стал Фёдор Прянишников, но меценат попросту недоплатил оговорённую сумму (вместо двух тысяч заплатил одну). Федотов, всю жизнь испытывающий нужду, проглотил эту обиду молча.

Картина-повторение

В 1850 году художник начал писать вторую версию «Сватовства майора», которую окончил в 1852-м. Этот вариант в целом сохраняет композицию первой картины, но отличается от неё деталями (нет люстры, росписей на потолке, узоров на скатерти). Претерпели изменение и главные герои полотна – майор стал более карикатурным, а купеческая дочь менее нелепой. С этими преобразованиями у всего произведения появилось несколько другое настроение – оно наполнилось драматизмом. Зритель теперь призван испытать сочувствие к главной героине.

Значение творчества Федотова-художника эпохи

Искусствоведы прошлого, как и современные сходятся во мнении, что картина «Сватовство майора» Павла Андреевича Федотова (наряду с другими его произведениями на темы, взятые из жизни) замечательна не только своими живописными качествами, но и правдой характеров и глубиной поднятой проблемы.

Для сегодняшнего зрителя тем более интересно стать свидетелем реальной ситуации из далёкого прошлого, благодаря мастерству художника разыгравшейся так живо, искренне и с мягкой иронией.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий