Картина «Свежий кавалер», она же «Утро чиновника, получившего накануне орден», она же «Последствия пирушки» – первая жанровая работа русского художника П.А. Федотова (1815-1852). Написана маслом на холсте размером 48,2 х 42,5 см в 1846 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
Автор
Павел Андреевич Федотов, «Свежий кавалер» которого сразил публику наповал, был кадровым военным (окончил Московский кадетский корпус). Имея влечение к рисованию, писал сначала картины на тему жизни в полку и брал уроки у баталиста, профессора Академии художеств Заурвейда. При этом Федотов, как человек весёлый, разносторонний и ироничный, всегда имел стремление рисовать бытовые сценки, участники которых изображались сатирически. Подобные зарисовки увидел баснописец Крылов. Он то и дал Федотову ценный совет не распыляться, а посвятить своё искусство жанровым картинам, тем более, что материала для них в жизни предостаточно, а цепкий взгляд и талант у художника явные.
Премьерная картина в стиле критического реализма
Картину «Свежий кавалер» Федотов написал через несколько лет после появления рисунка сепией на подобный сюжет – критически поданные бытовые сценки с карикатурно изображёнными героями интересовали художника с юных лет. Этому сюжету суждено было проложить путь к сердцам зрителей и открыть для них художника нового типа, критика и пародиста.
Картина «Свежий кавалер» писалась очень тяжело – ради неё художник начал осваивать масляную живопись, забросив привычные карандаши и акварель. Почти год ушёл на первый опыт.
«Свежий кавалер» был представлен на суд авторитетного Карла Брюллова, который критиковал прежние работы Федотова на батальные темы. На этот раз мастер был восхищён.
Описание картины Федотова «Свежий кавалер»
Место действия – небольшая комнатка, жилище мелкого чиновника. Сам герой, в полосатом широком халате и папильотках, стоит босиком, но подбоченясь, выпятив грудь и оттопырив нижнюю губу для важности. Халат с блеском и мягкими складками вызывает ассоциацию с римской тогой, тем более что хозяин прицепил на него орден с лентой, полученный на службе, и указывает на него пальцем. Это младшая награда, Станислав 3-й степени.
Первым человеком, увидевшим с утра чиновника, стала молодая беременная кухарка, по всей видимости, его сожительница. Она, снисходительно смеясь, протягивает «орденоносцу» старые ободранные сапоги.
Беспорядок вокруг страшный. На полу пустые бутылки, разбитая тарелка, среди осколков которой хвосты и головы селёдки, излюбленной закуски русского человека. Тут же книга, подсвечник, поломанный стул, гитара с порванными струнами, всякая мелочь – вероятно, попойка была буйно-весёлой. Небольшой раскладной стол уставлен графинами, бутылками, прочей посудой. На газетке «Ведомости… полиции» недоеденная колбаса. Огарок свечи говорит, что Станислава отмечали долго.
Слева по краю: свечные щипцы, бритва, помазок и круглое настольное зеркало на резной ножке, повёрнутое к хозяину комнаты. Только что он побрился, накрутил волосы для будущей причёски и примеряет награду прямо на халат – мундир тут же на спинке стула, потрёпанное сиденье которого обдирает когтями кошка.
Еле виден под дальним столом уснувший под ним гость, отставник, георгиевский кавалер и собутыльник. Под столом справа виднеется спящая собака. Хаос – но очень красноречивый, его интересно «читать», как книгу.
«Свежий кавалер» и публика
Картину «Свежий кавалер» широкая петербургская публика увидела на академической выставке 1847 года (вместе с «Разборчивой невестой»). Это стало настоящей сенсацией. Народ у полотна толпился целыми днями – всем хотелось рассмотреть поближе детали и мелочи. Узнавали предметы из повседневности и удивлялись, как метко они вставлены художником.
Федотов и на самом деле ничего не выдумывал – в процессе работы он под разными предлогами заходил в трактиры, комнаты, где обитали постояльцы, запоминал особенности. Да художник и сам, уволившись со службы и занявшись только живописью, имел очень скудные средства и снимал подобное жильё. Птичка в клетке под потолком, ободранные стулья, прочая разномастная мебель, простая обстановка были ему знакомы не понаслышке.
Веселились зрители и глядя на главного героя картины – таких напыщенных служак вокруг было много. Они заседали в любом ведомстве, в каждой конторе, не хватали звёзд с неба и в жизни судьба их баловала крайне редко.
«Свежий кавалер» и прогрессивная критика
На главного героя картины обрушилась «слава» воплощения всех минусов и слабостей российского общества, погрязшего в бюрократии и крепостничестве. Он стал образчиком чуть ли не очернения государственного строя – цензура выдвинула требование убрать с халата героя орден, имея в виду, что в данном контексте к нему нет должного отношения, и страдает прежде всего статус государственной награды.
Художник отказался, вступив в прения с М.Н. Мусиным-Пушкиным, ведь без награды теряется весь смысл картины. В ответ был наложен запрет на печать литографий с произведения – нельзя изображение размножать, а значит и получать доход. Этот шаг чиновничьей машины усложнил и без того непростую жизнь живописца – финансовые проблемы будут его преследовать все недолгие годы.
Популярный критик Владимир Стасов, домысливая образ главного героя картины, сделал вывод, что это «понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника».
Но описание картины Федотова «Свежий кавалер», по словам автора, прямо говорит только о беззлобном высмеивании чрезмерно тщеславных людей. Подача сюжета художником строится, как юмористическая сценка из жизни мелкого чиновника, весьма распространённая в российском обществе. Никакой злости и бичевания. Павла Андреевича Федотова, «Свежий кавалер» которого всколыхнул столицу, знали, как весёлого, шутливого и доброго человека – уничижительный сарказм был не характерен для него.
Художнику пришлось даже составить письменное описание картины «Свежий кавалер», где он разъяснял, что чиновник с картины честный труженик – обстановка-то бедная, никаких следов взяток. Просто по широко распространённой в обществе традиции награждённый отметил событие обычной попойкой, ничего удивительного. И устроил он эту показуху с орденом на халате специально для своей подруги, на смех.
Судьба картины
Нуждаясь, художник продал картину меценату Фёдору Прянишникову, который воспользовался трудной материальной ситуацией живописца и выплатил сумму, меньшую чем договаривались изначально. В его коллекции полотно находилось до смерти собирателя живописи в 1867 году, после чего картина попала в Московский Румянцевский музей, тогда единственный общедоступный. Затем, после его закрытия и перераспределения экспонатов советской властью в 1924 году, полотно было передано в Третьяковскую галерею.
И сегодня картина является интереснейшим свидетельством российского быта, характерного как для столичной жизни, так и для глубинки XIX столетия и собирает около себя такие же толпы любознательных зрителей, как и почти двести лет назад.
Смотрите также: