Полотно «Вечная Россия» Глазунова И.С. – монументальная работа живописца, ставшая его визитной карточкой. Год создания картины – 1988-й. Написана маслом на холсте размером 3 х 6 метров.
Первоначальное название – «Сто веков». Но автор считал его недостаточно сильным и вскоре нашёл более выразительное и многозначное, «Вечная Россия». Картина находится в Музее, созданном по инициативе самого живописца при поддержке столичного правительства, Галерее Ильи Глазунова (Москва, Волхонка, 13).
Автор
Илья Сергеевич Глазунов (1930-2017) – советский и российский многожанровый художник. Работал как живописец и график, сценограф и архитектор, проектировщик и декоратор, педагог и писатель. Творчеством и гражданской активностью заслужил почёт и уважение в обществе.
В 1970-х годах вместе с единомышленниками встал на защиту «старой» Москвы, когда утверждённый план столичной реконструкции подразумевал изменение исторического лица города в корне. Эти действия художника и других неравнодушных привели к пересмотру всего порядка преобразований облика столицы и спасли уникальные здания от разрушения.
В 1980 году стал Народным. В 1987-м создал Академию живописи, возглавил её (теперь она носит имя художника). Многократно отмечался премиями, званиями и наградами России и других стран.
Оставил значительное творческое наследие, более 4 тысяч картин. В основном это портреты, пейзажи, историческая живопись. События прошлого, жизнь предков и значение личности всегда интересовали живописца – работая над картиной «Вечная Русь», Глазунов выступает как историк.
Описание картины Ильи Глазунова «Вечная Россия»
Холст ориентирован горизонтально. Во всю его 6-метровую ширь лицом к зрителю надвигается нескончаемый поток людей. Над ними возвышается распятие Христа, по центру полотна. Это Крестный ход, торжественное и величественное церковное шествие, праздничное мероприятие в христианстве.
Участники шествия на картине причастны к судьбе России. Это государственные деятели и полководцы, писатели и поэты, императоры и композиторы, художники и учёные… Все они для России стали знаковыми фигурами. Каждый из них сыграл в истории страны роль, которая повлияла на развитие событий, облик или духовное наполнение земли русской.
Десятки участников шествия канонизированы и изображены с нимбами. Они идут, устремив взгляды в лица потомков, сегодняшних зрителей. Это Андрей Первозванный и Сергий Радонежский, князь Владимир и Серафим Саровский, Борис и Глеб… Искусствоведы идентифицировали 39 образов, причастных к Православной вере.
В людской реке узнаваемые лица. Здесь Пётр I и Суворов, Лев Толстой и Кутузов, Достоевский и Пушкин. Ломоносов, Чайковский, Скобелев, Суриков, Чехов, Менделеев и десятки других эпохальных для России личностей. В том числе современники художника (Сталин, Жуков, Павлик Морозов).
Декорации к Крестному ходу – это древние намоленные храмы и кремлёвские стены, Рейхстаг и скульптура «Родина-мать зовёт!», памятник Ленину и Медный всадник… В разрывах туч над головами идущих небесная синева – ради него, ясного неба над головой, претерпела земля русская немало бед. Но будет ли она когда-нибудь, полная ясность неба? Далеко на горизонте справа тревожные красные всполохи – символы вечных потрясений в огромной стране.
Всего Илья Глазунов в «Вечную Россию» вместил более 200 «героев», центров притяжения взгляда зрителя. Это не только реально существовавшие люди, но и среднестатистические, обобщённые образы (гармонист, конвоир, репрессированные), а также судьбоносные символы России и конкретного периода её жизненного пути (здания, скульптуры, иконы, олицетворения событий, как крейсер «Аврора»).
Значение картины «Вечная Россия»
По содержанию полотна, сложности замысла и исполнения, а также по силе воздействия картина стоит особняком в мировом искусстве – подобного ещё не было.
Многие зрители после взгляда на неё в музее всерьёз задумываются о пути России, начинают интересоваться историей и персонажами, её творившими.
Новаторская работа выполнена живописцем к 1000-летию Крещения Руси. Праздничный Крестный ход на картине «Вечная Россия» посвящён этой дате. Колористика полотна напоминает древнерусскую церковную фреску. Такая техника словно мостик через века и тысячелетия, нить, связавшая всех «героев» картины и ведущая их в общем безудержном потоке, именуемом Историей государства.
Смотрите также:
Сто веков – это 1000 – летие по Глазунова или 10 тысяч лет по математике ?
или по филологически и патриотически Россия пишется с большой буквы…