«Мистерия ХХ века» Глазунова – мозаика из лиц и фактов

Мистерия ХХ века Картины Русских Художников

 

«Мистерия ХХ века» – крупномасштабное полотно советского и российского художника Ильи Глазунова (1930-2017). Существует в двух вариантах, созданных с разницей в два десятилетия. Первый, размером 3 х 6 метров, написан маслом на холсте в 1978 году. Находится в частной коллекции. Второй, размером 3 х 8 метров, также выполнен маслом на холсте и завершён в 1999 году. Это монументальное полотно принадлежит государственной картинной галерее Ильи Глазунова (Москва, Волхонка, 13).

Первая «Мистерия 20 века» Ильи Глазунова

Картина представляет собой набор портретов и знаковых примет исторических событий ХХ века в видении художника. С присутствием на полотне некоторых персонажей, в частности, Солженицына, советское правительство было не согласно. Автору предложили заменить его на тогдашнего главу СССР Брежнева, но Глазунов отказался. Картину запретили к показу и признали антисоветской.

Содержание картины опережало время, шло вразрез с политикой Советского Союза. Живописцу удалось втайне вывезти полотно за рубеж – в Германию, куда Глазунова пригласили в качестве театрального художника. Здесь картину оценили не только как живописную работу, выполненную мастерски, но и с политической точки зрения. Западные критики были уверены, что её «никогда не увидят русские». Глазунов долго раздумывал о судьбе картины. Не желая «прятать» произведение искусства, живописец продал его немецкому коллекционеру.

Через 10 лет, во времена перестройки и начинающегося хаоса в СССР, Глазунов организовал показ картины в Москве. Успех 1988 года был ошеломительным – всё ранее запрещённое вызывало бурный интерес просвещённого общества (до этого картину знали по фотоснимкам, распространявшимся подпольно).Мистерия ХХ века

Вторая картина

От первой отличается тем, что доработана согласно веяниям времени – вмещает большее количество личностей и знаков, с точки зрения художника, определяющих ход истории. Есть и портрет Брежнева – время показало, что годы, когда он стоял во главе Советского Союза, имели определённый исторический окрас.

События двадцати лет и личности, сыгравшие в них важную роль, заняли на расширенном полотне свои места. Художник поработал и над рамой – обклеил её страницами советской газеты «Правда». Скорее всего, в знак иронии, ведь в годы расцвета СССР далеко не вся правда доходила до народа.

Автор

Илья Сергеевич Глазунов родом из Ленинграда. Вся его семья погибла во время блокады в Великую Отечественную войну, он в 12 лет был вывезен по Дороге жизни. Вернулся на родину в конце войны и пошёл учиться на художника. Закончил художественную школу, затем институт имени Репина.

С 1956 года обосновался в Москве. С молодых лет всегда находил помощь и поддержку влиятельных людей. Они-то и выручали, когда художник писал картины вроде «Мистерии ХХ века» в «неподходящее» для страны время. Прощались ему и резкие высказывания, рассуждения о «России распятой».

На фоне дружбы с властью вёл активную общественную деятельность. В частности, касающуюся плана перестройки столицы – художник с единомышленниками отстаивали «старую» Москву.

История и личность в ней всегда будоражили мастера. Политические деятели и общественники, литераторы и люди, причастные к искусству, стали героями портретов кисти Глазунова. Самых ярких и влиятельных представителей рода человеческого, имеющих отношение к России, продуктивный художник собрал в огромной и ошеломляющей работе «Мистерия ХХ века».

Что такое мистерия

Церемония, ритуал, условный обряд – вот что по-латыни означает термин «мистерия». В средние века в Европе так именовали театральный жанр, предметом постановок которого были библейские сюжеты. Спектакли, по сути живые картины, часто переплетами с жизненными сценками, сопровождали пением, растягивали на несколько дней и даже недель.

Подобный спектакль, только живописный и застывший, создал Глазунов. Над тысячами «участников» мистерии – в светящемся ореоле Иисус Христос, готовый благословить людей на их деяния.

Бездна лиц и символов

Опираясь на собственные знания по истории и будучи участником и свидетелем многих событий 20-го века, Илья Глазунов изобразил лица людей, чьи решения, поступки и труды в определённый период имели судьбоносное значение для России.

Как читают книгу слева направо, так с левого угла начинают «читать» и эту картину. Здесь изображены сам художник, Лев Толстой, Пётр Столыпин, Николай II с убитым сыном на руках, Григорий Распутин, Лев Троцкий, Максим Горький, другие лица. Над ними возвышается вождь мирового пролетариата Ленин. Лозунг о равенстве и братстве, которых художник, кстати, не признавал, низвергнутый герб Российской империи, рука с наганом. Фоном служат накренившаяся церковь и кроваво-алые всполохи, символы бед, войн и тревожного времени.

Тревога, похоже, всегда сопровождала российскую историю – ложе усопшего Сталина просто красный сгусток. Здесь, ближе к центру полотна, Черчилль, Рузвельт, Муссолини, Гитлер с нацистской символикой. Статуя Ники Самофракийской, греческой богини, символизирует победу над фашизмом. Ниже Эйнштейн, Хэмингуэй, Армстронг, Чарли Чаплин, транспаранты времён Великой Отечественной войны…

Главы СССР (генеральные секретари ЦК), символы распада великой страны, первый российский президент, новые лозунги, ликование народа, политики и прочие представители некогда враждебного зарубежья. Девушка в окружении музыкантов – символ сексуальной революции. Контрастно выглядят русские труженицы и балерина, символ гордости российской культуры.

Лица и фигуры, здания и надписи, трагедии и надежды – словно выхвачены вспышкой разной яркости. Вспышкой человеческой памяти. Как важно не растерять её, помнить историю и не повторять ошибок предков. Тогда можно надеяться на лучшее будущее, на то, что оно вообще у человечества будет.

Зеркало для зрителя

К своей фигуре с зеркалом в руках, расположенной в левом нижнем углу первой картины, художник добавил себя 20 лет спустя, заканчивая работу 1999 года (в правом нижнем углу). И тоже с зеркалом, как символом того, что каждый зритель и каждый человек несёт ответственность за происходящее в своей стране и на планете. Ответственность за то, чтобы дела человеческие, подобные смертоносному атомному взрыву, гриб которого угрожающе подсвечивает фигуры на полотне, не превратили земной шар в хрупкую игрушку.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий