«Поцелуй Иуды» Караваджо – вечная тема

Поцелуй Иуды 1602 г.«Поцелуй Иуды» — картина уникального итальянского живописца конца XVI – начала XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо. Написана маслом на холсте размером 134 х 172 см. Год создания – 1602. Экспонат Национальной галереи Ирландии (Дублин).

Автор шедевра

Караваджо (1571-1610) в истории художественного искусства известен как основатель реализма, смелый реформатор и создатель исключительно эффектного стиля письма «кьяроскуро», строящегося на резком контрасте света и тени. Прожив недолгую жизнь, омрачавшуюся время от времени последствиями необдуманных поступков (попоек, драк, даже убийства), дерзкий и невероятно влюблённый в живопись мастер оставил богатое творческое наследие. Его полотна, учебные пособия для художников следующих поколений и современных кино- и театральных режиссёров, счастливые приобретения музеев мира.

Предыстория

Библейские герои, острые сюжеты, захватывающие зрителя с первых минут и удерживающие их в желании внимательно всё рассмотреть, были популярной темой художников и задолго до Караваджо. Но именно он как никто преуспел в этом искусстве, взглянув по-новому на события, героев и антураж происходящего. Художник добивался особого объёма изображения благодаря своей технике освещения важнейших деталей, а также тем, что облачал действующих лиц в одежды своих современников, таким образом приближая героев и само действо в пространстве и во времени.

Караваджо «Поцелуй Иуды» написал, будучи уже широко известным мастером. Это был заказ влиятельного поклонника и покровителя, постоянного клиента, римского аристократа, банкира Кириако Маттеи.

Сюжет

Тема произведения – последние дни жизни Иисуса Христа на земле, а именно момент поцелуя Иуды как условного знака для вооружённой стражи и слуг первосвященников. По предварительной договорённости арестовать следовало того, на кого таким образом укажет один из ближайших учеников Христа Иуда Искариот. Христос с апостолами в это время пребывал в Гефсиманском саду. При выходе из него ночью, в окружении толпы, и произошло всё событие. Иуда за предательство Его получил 30 сребреников.

Описание картины

Необычайно реалистичное изображение. Ночь. Свет луны и фонаря в руке одного из участников событий ярко обозначают самое существенное: лица, доспехи стражников, руки. Христос под натиском толпы отпрянул назад, руки его сцеплены в замок, глаза опущены, выдавая крайнее душевное и телесное напряжение. Но Его уже крепко обхватил Иуда и тянется с предательским поцелуем к лицу. Ближайший к зрителю стражник достал цепкой рукой до груди Христа – секунда, и всё будет кончено.

Блеск доспехов, ярко освещённые части лиц и рук с морщинами и набухшими венами, позы и мимика участников на фоне кромешной тьмы придают полотну особый накал, дополнительную трагичность, в реалистичности уже никто не сомневается.

Некоторые персонажи

Иуда у Караваджо на «Поцелуе Иуды», предатель с больной душой – человечество не знает более позорного и низкого имени. Тайна его падения всегда была животрепещущей темой, интересующей людей. И признаки уродливой души в освещённом профиле Иуды пытается углядеть каждый зритель. Как и тот самый мужчина с фонарём, который он держит в вытянутой руке над головами. Кто он? Явно пришёл не арестовывать Христа, точно не апостол, а на лице любопытство. Это автор, сам Караваджо, смешавшись с толпой, с интересом всматривается в происходящее, как бы задаваясь вопросом: «Не я ли? Не совершал ли я предательства своими грехами?».

Удивительный и действенный приём (наряду с одеждами и освещением) – внедрить себя в библейский сюжет, а библейский сюжет в современность, тем самым сделав его актуальным во все времена. Чтобы каждый, глядя на полотно, задал подобный вопрос себе и всегда помнил о действительно ценных жизненных ориентирах: любовь, верность, честность…

Картина-повторение

Спустя 10 лет после смерти Караваджо родной брат заказчика и владельца оригинала «Поцелуя Иуды» заказал картину-повторение впечатляющего произведения. Работу выполнил, вероятнее всего, итальянский художник Джиованни ди Атилли. Время стёрло истинное происхождение копии, и она долгое время, являясь с начала ХХ века частью экспозиции Одесского музея, оспаривала первенство с настоящим оригиналом. Экспертиза 2010 года вынесла окончательный вердикт: полотно кисти великого Караваджо – в Дублине.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector