«Лютнист» – свет Караваджо во тьме

Шедевры мирового искусства

«Лютнист» – картина итальянского живописца конца XVI – начала XVII века Микеланджело Меризи, получившего в искусстве известность как Караваджо (по названию городка, уроженцем которого был художник). Демонстрируя раннее творчество Караваджо, «Лютнист» является ярким и удачным произведением.

Автор картины

Караваджо (1571-1610) оставил в истории след как первый реалист в живописи и яркий её новатор, крупнейший мастер барокко, оказавший огромное влияние на ведущих мастеров следующих поколений. Манера художника выделяется яркими контрастами света и тени, а также отсутствием подготовительных эскизов – живописец приступал к работе непосредственно на холсте. Выходец из народа, не аристократ, обладая талантом, страстным желанием рисовать и верой в себя, художник, несмотря на взрывной характер, всегда находил влиятельных покровителей. Вся жизнь его – качели между вдохновенным созданием шедевров и разгульной жизнью, драками и заключениями.

Караваджо не знал покоя ни в жизни, ни в отношениях, ни в творчестве. Он осмелился отвергнуть созданное до него и направил свой взор к первоисточнику и гениальному учителю и образчику – Природе. Простые люди, притягивающие прежде всего правдой жизни, стали героями его произведений. Выслушивая упрёки в пренебрежении к общепризнанным «превосходнейшим античным мраморам» и следовании только «собственному гению», Караваджо упрямо стоял на своём, заявляя во всеуслышание, что для мастера, если он настоящий, достаточно натуры.

Он перевернул живопись и сам подход к ней: «Матфей» 27-летнего художника был отвергнут и осужден заказчиками. Причиной стал слом традиций и надругательство над благопристойностью, по их мнению – ведь апостол был написан в облике простого рыбака. На выставках, куда всё же Караваджо допускали, его картины демонстрировали в последнюю очередь, предварительно прикрыв их сукном, чтобы зрители уделили достойное внимание работам других художников. Ведь если полотно Караваджо оставить открытым, около него соберётся толпа, остальные картины останутся без должного внимания – настолько работы мастера бросались в глаза, притягивали и поражали.

Лютнист около 1595 г.
Лютнист около 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Предыстория создания

Оригинальный стиль художника и художественные достоинства картин, не вызывающие никаких сомнений у образованных и разбирающихся в искусстве влиятельных людей, римских меценатов, привлекали к нему немало внимания – эти господа могли себе позволить быть заступниками и заказчиками. Кардинал Франческо Дель Монте, передовой политик, заступник науки и знаток искусства, и поручил своему протеже Караваджо написать юношу с лютней, главным сольным инструментом того времени.

Три варианта шедевра

Написав «Лютниста», Караваджо сам был очень доволен. По желанию заказчиков было создано ещё две версии полотна. Местами хранения всех экземпляров являются:

  1. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Картина приобретена в 1808 году по поручению Александра I. До ХХ века упоминалась в изданиях как «Садовница» и «Девушка с лютней». Единственная картина Караваджо в России. Размер полотна 94 х 119 см;
  2. Метрополитен-музей (Нью-Йорк) – временное хранилище. Картина принадлежит частной коллекции. В этом варианте отсутствует ваза с цветами, фрукты, к скрипке добавлены флейта и спинет (небольшой клавишный инструмент), слева у стены клетка с птицей. Размер полотна 100 х 126,5 см;
  3. Бадминтон-хаус (Великобритания) – резиденция герцогов Бофортов. Габариты картины чуть превышают версию из Эрмитажа, по содержанию картины одинаковы. Размер полотна 96 х 121 см.

О существовании третьего варианта стало известно совсем недавно, когда в 2001 году она появилась на торгах аукционного дома Sotheby’s. Все три варианта написаны около 1595 года – к однозначному мнению, в каком порядке они появлялись на свет, специалистам прийти не удаётся.

Описание героя картины

Главный герой всех трёх картин – миловидный круглолицый юноша, почти мальчик, играет на лютне и, судя по приоткрытым в полуулыбке губам, напевает. Его волнистые каштановые волосы собраны на затылке лентой. Черты лица мягкие и спокойные, выражение глаз задумчивое и загадочное, на щеках нежный румянец. На юноше белая широкая рубаха из простой ткани, её крой оставляет свободными шею и грудь молодого человека, обнажая по-детски белую кожу. Плавные линии кистей рук, женственных и чувствительных, деликатно перебирающих струны инструмента изящными пальцами, завершают образ кроткого и милого лютниста.

Лютнист около 1596 г.
Лютнист около 1596 г. Бадминтон-хаус, Глостершир

Дополняющие картину атрибуты и их толкование

Перед юношей на столе многозначительные предметы: раскрытые ноты, скрипка, смычок, фрукты, ваза с цветами, флейта и спинет на втором варианте картины. Во времена Караваджо в обществе и искусстве в целом большое значение придавалось символам и тайным шифрам, которые несут в себе разные предметы. Символы именно в живописи служат надёжным и метким «языком». Так, плоды, цветы и сосуд (ваза) в целом олицетворяли Бога как творца. Каждый плод и цветок мог иметь несколько значений и толкований. Роза, которая есть в букете на картине, символизирует любовь, ирис – силу и достоинство, инжир – изобилие, груша – жизнеспособность и верность в любви…

Музыкальные инструменты призваны дарить чарующие звуки, вызывая в душе зарождение любви. Вместе с тем популярность на рубеже XVI-XVII веков философской идеи бренности жизни Vanitas (от Vanitas vanitatum et omnia vanitas, что в переводе Суета сует и все – суета) даёт основание для несколько иного толкования. Музыка, на которую указывают ноты и музыкальные инструменты, символизирует быстротечность, мимолётность и эфемерность бытия: струна тронута, родился звук, а через миг его уже нет, тишина.

В те времена издавались сборники-пособия для расшифровки картин, ведь предметы на полотнах были не просто вещами, а символами – картины часто представляли собой послания определённого смысла. Есть сведения, что Караваджо, создавая свои произведения, использовал книги-толкователи символов.

Художественные приёмы мастера

На глубоком тёмном фоне картины в потоке света от единственного его источника, небольшого окна, юный лютнист. Караваджо мастерски передал эффект светового влияния друг на друга предметов разного цвета, фактуры, геометрического строения: на щеке юноши отблеск белой ткани рубахи, на влажных белках ясных глаз живые блики, на тыльной, выпукло-округлой стороне лютни отражается белизна нотной бумаги. Отблески на вазе с цветами и отражение окна (на картинах, которые находятся в России и Великобритании) точно соответствуют законам оптики.

По воспоминаниям современников, Караваджо выискивал самые тёмные комнаты и подвальные помещения с чёрными стенами, где источником света было одинокое окошко. Это были идеальные условия для получения естественного и наиболее объёмного рельефа «предмета» живописи. Здесь, в «борьбе» сумрака и света, мастер добивался его совершенного изображения.

Девушка или юноша

Долгие годы считалось, что на полотне изображена девушка, и картина экспонировалась как «Лютнистка», аккомпанирующая на лютне. Изучение картины, а также её истории, сопоставление фактов и символов привели искусствоведов к мнению, что главный герой именно юноша.

К такому выводу исследователи склонились по причинам:

  • Есть сведения, что художнику позировал приятель и коллега Марио Миннити;
  • Нотная тетрадь раскрыта именно на мужской партии сочинения фламандского композитора Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас»;
  • В эпоху Караваджо лютня и скрипка были инструментами, предназначенными для мужчин;
  • Цветы ириса в букете – символы мужества.

Мягкость в облике и руках музыканта объясняется его юным возрастом и хорошим здоровьем. К тому же образ жизни юноши, который очевидно не принадлежит к аристократам, всё же явно лишён тяжёлого физического труда.

Впечатление

Российский экземпляр ценители считают наиболее удачным из трёх.

Картина «Лютнист» стала одной из первых работ Караваджо с чётким выделением освещённого и значимого на фоне тёмного и несущественного. Свет во тьме концентрирует взгляд на важном для художника, а значит и для зрителя. Тёмная глубина играет ту же роль, заставляя направлять взгляд и рассматривать героя, освещённые предметы и мелочи, вглядываться в детали, погружая сегодняшнего зрителя в магию кисти, которой более четырёх веков.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий