«Медуза» Караваджо – бойся последнего взглядя

Медуза 1597 г.«Медуза» (1597, 1598) — двухвариантная картина итальянского художника конца XVI – начала XVII века Караваджо (1571-1610). Выполнена маслом на холсте, натянутом на деревянный щит. Первый экземпляр, подлинность которого была научно доказана только в XXI веке, находится в частной коллекции, второй – в старейшей европейской галерее Уффици (Флоренция, Италия).

Автор шедевра

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Медуза» которого вот уже более четырёхсот лет ошеломляет зрителей, подобный фурор произвёл всей своей недолгой, но богатой как на злоключения, так и на созидание жизнью. Удивительно, как в одном человеке сосуществовали житейская безалаберность и вспыльчивость на грани преступления закона, с одной стороны, и цельность, педантичность в искусстве, с другой. Не имея аристократического происхождения и обладая при этом крайне взрывным характером, благодаря своему редкостному дару и упорству в овладении художественным мастерством, Караваджо, к счастью для себя, всегда будет попадать под крыло влиятельных людей, знающих толк в искусстве, понимающих уникальность художника и поддерживающих его талант.

Предыстория заказа

Одним из высокопоставленных лиц, благоволящих необыкновенно талантливому хулигану, был кардинал Франческо Дель Монте (1549-1627). Именно он заказал Караваджо исполнить образ Медузы Горгоны, который предназначался для особенного подношения великому герцогу Тосканскому Фердинанду I Медичи (1549-1609) в честь женитьбы его сына.

Существует интересная версия касательно выбора кардиналом именно этой героини картины. Изображение Караваджо Медузы Горгоны имело эзотерический смысл, только для посвящённых. Мистика состояла в том, что художник должен был написать Горгону взамен некогда утерянной, кисти Леонардо да Винчи (1452-1519), которая была охранительным талисманом семьи Медичи, полноправных хозяев Флоренции. По преданию именно после утраты Горгоны да Винчи в семье Медичи начались злоключения: восставший народ изгнал их из города. Новый щит Караваджо символизировал магическую силу утерянного щита Леонардо да Винчи, перенимал её и становился новым талисманом Медичи.

Героиня картины

Популярность сюжетов древнегреческой мифологии среди художников эпохи Позднего Возрождения не ослабевала. Одним из любопытных персонажей была Медуза Горгона – женщина-чудовище, на голове которой вместо волос был шипящий и шевелящийся клубок змей. Она была практически неуязвима, ведь взглянув ей в глаза, всякое живое существо тут же каменело. Легенда гласит об умном и хитром Персее, который по воле царя Полидекта, должен был справиться с монстром в женском обличии. Персей нашёл способ видеть врага, не глядя на него прямо: он смотрел в отражение злодейки в своём начищенном до блеска металлическом щите, полученном в подмогу от богини Афины. Но последний взгляд, брошенный уже отрубленной головой, также нёс смертельную опасность. Этот миг запечатлён на картине Караваджо, это основной сюжет картины: отрубленная острым мечом голова, хлёсткие струи крови, судорожный танец змей и предсмертная гримаса Горгоны с перекошенным в крике ртом и распахнутыми в ужасе глазами. Предсмертная агония, мимика и эмоциональный накал Караваджо переданы в совершенстве.

Сравнение двух «Медуз»

С 90-х годов ХХ века, когда в одной частной коллекции в итальянском Милане появился ещё один вариант «Медузы», двадцать лет велась кропотливая работа по установлению её подлинности. Сначала многие историки искусства склонялись к мнению, что это превосходная копия давно известного образа. Но были знатоки с опытом. В частности, профессор Эрманно Дзоффили чувствовал руку великого Караваджо и настоял на самом тщательном и дорогостоящем анализе. Несколько лет назад опубликован отчёт о проделанной исследовательской работе, названный «Первая Медуза Караваджо». Название публикации говорит само за себя, авторство доказано. Сравнивая оба произведения художника, можно отметить следующее:

  • Первая картина, из частной коллекции, имеет несколько меньший размер, чем вторая, музейная, – 60х55 см;
  • На первой найдены следы предварительных набросков углём, множества корректировок, тогда как вторая писалась по обыкновению Караваджо без начальной подготовки и этюда;
  • Первая работа подписана, причём красной краской, как бы кровью Горгоны, вторая осталась без автографа художника;
  • Первая, меньшая, была пробным вариантом перед важной второй картиной, предназначенной для герцога. К этому выводу склоняются все исследователи, опираясь на результаты исследований, а также ответственное отношение художника к работе и вероятные советы кардинала Дель Монте;
  • Путь следования первой картины мало известен: сначала она оставалась в Риме, затем попала в собрание княжеской фамилии Колонна. Князья покровительствовали живописцу, помогали избегать правосудия, в частности, бежать из столицы после убийства молодого человека в драке. Вторая «Медуза» по окончании отправилась по назначению – во Флоренцию в семью Медичи.

Почти доскональное повторение первой работы достигалось известными тогда способами: копировалось через стекло или с помощью выпуклого зеркала. Первая картина с 2000 года выставляется в лучших музеях европейских городов.

Последний взгляд живой Горгоны

Художнику часто приходилось слышать упрёки в статичности образов на его картинах. Даже не верится. Эта картина написана с пугающей реалистичностью, она наполнена такой энергией и динамикой, что невольно опасаешься: вдруг действительно от последнего взгляда злодейки окаменеешь. И зритель помимо воли на какое-то время всё-таки превращается в «камень», он замирает, заворожённый шедевром. Картина объемна и реалистична, наполнена движением и звуком, ощутимым и слышимым. Самой меткой оценкой творения Караваджо стали слова Джанбаттисты Марино (1569-1625), крупнейшего итальянского поэта: «Такого живопись не знала, чтоб на холсте был слышен крик». Главная героиня известного мифа и картины Караваджо, благодаря его искусству владения новаторской кистью, жива, пусть последние мгновения перед смертью, но жива, а гневными искрами своих безумных глаз по-прежнему смертельно опасна.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector