«Вакх» – полотно итальянского живописца Караваджо (1571-1610), написанное в конце XVI века (предположительно в 1595 или 1596 году) маслом на холсте размером 95 х 85 см.
Автор картины
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Вакх» которого случайно был найден в 1917 году в запасниках старейшего музея Италии, в подвалах галереи Уффици во Флоренции, создал картину в период своего творческого подъёма, когда он плодотворно работал под крылом высокопоставленного поклонника. В разное время его влиятельными покровителями были герцоги Колонна, кардинал Франческо дель Монте – они предоставляли талантливому любимцу всё, что требовалось для спокойной работы: роскошную виллу, полное обеспечение, краски, холсты и серьёзную работу, заказы. Таких периодов в жизни художника было несколько и, как правило, они перемежались с бегством от суда, укрывательством от властей, законным заточением в тюрьму – очень уж вспыльчивый и экстравагантный был нрав у простого, горячего итальянского парня из городка Караваджо, что под Миланом.
Картина-удовольствие по заказу
Предыстория появления картины точно не известна. Историки и искусствоведы склоняются к тому, что «Вакх» написан по заказу кардинала дель Монте, который обожал подобные сюжеты, и будучи маститым любителем живописи и сторонником жизни, полной приятных наслаждений, вполне мог заказать своему протеже Караваджо картину-усладу святейших глаз своих.
Описание картины
Картина представляет собой поясной портрет юноши – она замечательна по композиции и характеризует Караваджо как великолепного портретиста и искусного мастера натюрморта. Полотно богатого и, в целом, насыщенного колорита ярко и интересно в деталях.
Главный персонаж картины – Вакх (по-другому Бахус или Дионис), герой мифов Древней Греции, самый молодой бог с Олимпа, священной горы, на которой главенствует Зевс. Вакх покровительствует силам природы, в том числе виноградарству и виноделию и на картине изображён не просто мифологический персонаж, а истинный любитель наслаждений. Выразительные глаза с поволокой, смотрящие прямо на зрителя, яркие дуги бровей, чувственные губы, румянец на круглых щеках, мягкий подбородок – лицо спокойного и уверенного в своей чарующей силе юноши. Торс только наполовину прикрыт ниспадающим покровом, который свободно драпируется и придерживается правой рукой ниже груди. Эта оголённая мускулистая рука локтем упирается в подушки. В изящных пальцах левой руки Вакха широкий бокал с красным вином. Юноша протягивает его навстречу зрителю, глядя ему в глаза, как бы приглашая и заранее зная, что отказа не будет.
Детали натюрморта более чем говорящие – это символы, наполненные смыслами, чрезвычайно популярные в живописи и особенно характерные для средневековых картин. Вино, в стеклянном кувшине и бокале, по христианским традициям символизирует благодарение и признательность, яблоко, тёмный и светлый виноград, гранат, прочие плоды – традиционные символы христианства, знаки изобилия и плодородия.
Но не всё так гладко
Караваджо не был бы сам собой, если бы не задумал некий подвох:
- Пальцы-то Вакха изящные, но ногти с тёмной полосой. Что это – следы земли после трудов праведных в саду и винограднике или нарочитый приём художника как доказательство простого происхождения натурщика? Бывали же случаи бравады Караваджо перед своими богатыми и именитыми заказчиками – он писал Магдалину с блудницы, а апостолов с бродяг, оправдываясь схожим образом жизни тех и других;
- Плоды на блюде-то с червоточинкой, некоторые совсем никуда не годятся – за ними плохо ухаживали и собрали давно, о чём говорит жухлая зелень;
- Виноградные листья в венке Вакха, жёлтые и краснеющие, намекают на то, что всё бренно: да, юноша пока молодой и здоровый, а не старый больной Вакх (Караваджо имеет и такое произведение), но всё пройдёт, и любовь, и жизнь тоже;
- В кувшине с вином – отражение самого Караваджо за мольбертом! Местонахождение автопортрета тоже символично – художник любил дружеские попойки, особенно с Марио Миннити, который часто позировал другу и, возможно, был возлюбленным художника. Буйный и непредсказуемый Караваджо несколько лет изводил Марио, не давая тому жениться (позже всё же удалось).
Изображений Вакха в живописи предостаточно, его писали Рубенс, да Винчи, многие другие художники – древнегреческая тематика в искусстве всегда была популярна. Работа Караваджо среди безумно талантливых полотен выделяется особо: только здесь антураж удовольствий и развлечений тонко, но явно сочетается с драматизмом бытия и неизбежностью. Всё как в жизни.
Смотрите также: