Тихая обитель и признание Левитана ведущим пейзажистом России

Тихая обитель 1890 г.

  • Автор: Исаак Левитан;
  • Год: 1890;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 87,5 × 108 см. Холст масло;
  • Цена: В 1891 году за 600 рублей картину приобрел Фёдор Александрович Алфёров купец первой гильдии в Петербурге. Стоимость картины в настоящее время не известна.

Известная картина 30-летнего Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель» была представлена публике в 1891 году на XIX Передвижной выставке в Москве. Современники художника высоко оценили работу. Известные критики, такие как Стасов и Суворин, дали ей высочайшую оценку. Небывалый успех великого пейзажа позволил Левитану стать членом Товарищества Передвижных Художественных выставок. О художнике стали говорить, как о мэтре искусства.

Описание картины

Молодой художник сумел ярко выразить на полотне тонкие особенности национального духа православной Руси.

На картине изображен вечер, тихо вступающий в свои права. Предзакатная зыбкая прозрачность воздуха передает присутствие благостного покоя. Этот эффект усиливает ощущение звенящей тишины и царящего умиротворения.

Речная гладь без движения и зыби, поросшая кувшинками, отражает без искажений чистое закатное небо. Через спокойную рябь реки перекинут старенький неустойчивый мостик. К нему ведет узкая тропинка. Деревянный настил призывает зрителя сделать шаг и взглянуть на цель пути. Поднимая взгляд от водной глади, он видит в дымке свежей зелени и звенящей тишине старые стены монастыря. Древность и незыблемость храма принимает в себя всю суету сердца, наполняя атмосферу миром и покоем.

Вечереет. Тени сумерек поднимаются по монастырской стене. А колокольня и купола загораются в закатном огне особо торжественным блеском.

Вся картина будто дышит благодатью русской земли. Художник сумел передать состояние умиротворенности. «Тихая обитель» Левитана вобрала в себя не только просторы России, но и глубину русской души.

“Тихая обитель” – соборное представление о Руси

Исаак Левитан обычно работал с натуры. Большинство его картин изображают конкретные места. Однако «Тихая обитель» родилась, как соборное изображение русских просторов.

Художник в этот период творчества много путешествовал. Любимыми местами было Подмосковье и Волжские просторы. Образ, представленный на картине, сложился под впечатлением от небольших поволжских городков Плес и Юрьевец. Сыграло свою роль и посещение подмосковного Звенигорода. Однако последний штрих в облик шедевра добавило посещение Кривоозерского монастыря.

Путешествуя, художник искал вдохновение и собирал образы для рождения будущей картины. Складывая впечатления, как пазлы, он добился в своей работе идеального чувственного равновесия.

Знаменитые люди о картине

Восторженная публика долго обсуждала успех художника.

Высказывание знаменитого Александра Бенуа лучше всего отражает своевременность и значение работы Левитана. Он сравнивает «Тихую обитель» с потоком свежего, ароматного воздуха, проникшего в застарелое, душное помещение бытового искусства того времени. В отличии от работ современников, картина отличалась особой гармоничностью и покоем.

Известные писатели тоже высоко оценили талант художника. Чехов, Григорович, Плещеев, любуясь картиной, восторженно говорили о расцвете таланта Левитана. В своем письме в 1891 году Антон Чехов рассказывает своей сестре Марии о фуроре и необыкновенном успехе, произведенном в именитых кругах великолепным пейзажем Левитана.

Что помогло художнику создать такую умиротворенную и жизнеутверждающую картину

Меланхолик по природе, Исаак Левитан не сразу создал свой шедевр. Для этого ему пришлось самому попасть в струю жизнерадостного состояния. Софья Кувшинникова, близкая подруга художника, поделилась в своих мемуарах историей создания «Тихой обители»

После приезда под Звенигород на художника напала хандра. Он переживал, что не в состоянии выразить на холсте все свои душевные переживания и порывы. В особо тяжелые моменты мастер был готов полностью забросить живопись. Самокритика не давала ему найти покой, рисуя мрачную, безотрадную будущность.

Однажды, прогуливаясь вдоль пруда, молодые люди застали природную красоту заката во всем великолепии, которое отразилось на куполах монастыря золотыми переливами и отсветами. Очарованный увиденным, Левитан был в восторге. Он долго наблюдал, как монастырские купола меняли цвет в лучах заходящего солнца. Это стало переломным моментом в настроении художника. В его сердце зародилась идея картины, которую он смог воплотить в жизнь через несколько лет. Память о чувстве умиротворения и счастья того вечера сопровождала художника во время его путешествий по Волге и Подмосковью. Тур по Европейским музеям живописи показал необходимость наличия на картине особой притчи. Идея постепенно обрастала образами, пока картина полностью не сформировалась в сознании Левитана.

Споры о колокольне

Успех «Тихой обители», как пейзажа подтверждают развернувшиеся споры искусствоведов о прообразе колокольни, изображенной на картине.

Пятиглавый храм с куполами был взят Левитаном с образа Кривоозерского монастыря. Однако колокольни в этом монастыре не было. Софья Пророкова, биограф художника, считала, что такая колокольня находится в городе Плес. Знаменитый искусствовед Федоров-Давыдов предполагал ее наличие в деревне Решма, где находится колокольня Воскресенской церкви.  У обеих предположений есть свои сторонники и противники. Возможно мастер взял образ для картины с обоих мест.

«Тихая обитель» в литературе

Антон Чехов в знаменитом произведении «Три года» вплел в историю несчастной героини Юлии Лаптевой знакомство с одной картиной. На художественной выставке ее внимание привлекло изображение, которое писатель красочно и тонко списал со знаменитого Левитанского пейзажа. И хотя имя художника не упоминается, литературоведы и искусствоведы уверены, что речь в повести идет о «Тихой обители».

«Вечерний звон» – ремейк «Тихой обители»

Спустя два года, после написания «Тихой обители» художник развил поднятую тему в новом произведении. Заменив шаткий мостик паломниками, плывущими на пароме к монастырю, он углубил духовную связь между человеком и Богом. Новая картина не является копией. Однако отличаясь в мелочах, они зрительно очень похожи не только построением и красками, но и атмосферой радостного покоя, наполняющего оба полотна.

Исаак Левитан, один из известнейших русских пейзажистов в мире, через свои работы сумел отразить трогательную и преданную любовь к своей родной земле.

Топ лучших картин Исаака Левитана

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий