Портрет Натальи Гончаровой, написанный Александром Брюлловым

портрет Гончаровой Натальи 1831 - 1832 г.Портрет Натальи Гончаровой кисти Брюллова является единственным, где она изображена в анфас, с прямым взглядом. Другие портреты женщины написаны в профиль или со слегка повернутой в сторону головой. Это объясняется особенностью глаз Натальи Николаевны.

История портрета

Карл Брюллов подружился с Александром Пушкиным, за которого вышла замуж Наташа, по приезду из Италии, где проживал в 1823-35 годы. Карл стал гостем в доме поэта в Петербурге, когда он переехал туда из Москвы. Александр Сергеевич был влюблен в творчество художника, еще не зная его лично. Но когда знакомство переросло в дружбу, и Брюллов стал бывать в доме поэта и его семьи, то у Пушкина возникла идея – он захотел, чтобы знаменитый художник написал портрет его прелестной жены. Однако, Карл, познакомившись с Натальей, не счел нужным писать портрет этой женщины. Брюллов, зная, что он очень талантлив, был художником довольно капризным. Он никогда не писал портреты людей, лица которых были невыразительными, неинтересными, скучными. Не понравилось художнику и лицо Натальи. Все дело было в ее глазах. Близко посаженные, они еще и косили. Хотя сам Пушкин и еще сотни мужчин считали Наталью Николаевну первой петербуржской красавицей.

О портрете

Чтобы написать портрет красавицы, за кисть взялся старший брат Карла Александр Павлович. Для работы художник использовал бумагу и акварель. Он начал писать портрет Наташи в 1831 г. Женщина была в положении, но беременность была практически не заметна и не портила ее лица. Наташе в это время 18 лет – она еще юная, свежая, милая. Девушка позирует художнику в светло-розовом нарядном платье, предназначенном для бала. Глубокое декольте обрамляют пышные кружева, открывая овальные плечи. Нарядность и изюминку придают юному личику серьги и ферроньера, которая украшает высокий лоб. Художнику удалось передать миловидность еще детского лица Натали и ее шикарный нежный туалет.

Подробности

Надетые в уши Наташи серьги, дорогие, с крупными бриллиантами. Люди, которые посмотрели портрет, крайне удивлены украшением. Ведь семьи Гончаровых и Пушкиных отличаются скромным образом жизни. Откуда у молодой женщины столь дорогое украшение? Оказывается, Александру Сергеевичу одолжил серьги князь Мещерский, который был его близким другом. Сережки с бриллиантами князь дал на время позирования, поскольку Александр Сергеевич категорически настаивал, чтобы Гончарова позировала в этом замечательном украшении. Бриллианты в серьгах – это знаменитые «Шириинские алмазы», вокруг которых сложились легенды и ходили нелепые слухи. Поговаривали, что бриллианты ни в коем случае нельзя надевать обычной женщине. Носить великолепное украшение могли только представительницы прекрасного пола, относящиеся к роду Мещерских. Как знать, может быть, надев эти чудные бриллианты, молодая женщина так рано стала вдовой. Хотя, конечно, девушка относилась к старинному роду Гончаровых, но к Мещерским она отношения никакого не имела.

Лицо на портрете

Женщина с картины смотрит прямо в глаза того, кто ей любуется. Косоглазие Натали деликатно называют «неопределенностью во взгляде», но это в те далекие времена. Глаза Гончаровой темные, большие и выразительные. Они располагаются очень близко друг к другу, и заметно, что один глаз сильно косит. Но художнику удалось этот недостаток Наташи превратить в некое очарование. Женщина в прекрасном наряде, с тонкой талией, с красивыми открытыми плечами, интересной прической поражает своим изяществом и красотой. Не зря великий Пушкин так любил и боготворил свою Наташу, а десятки мужчин сходили с ума от ее красоты, нежности и трогательности. Гончарова действительно очаровательна и мила. Александру Брюллову удалось запечатлеть ее трогательной и прелестной. Получился настоящий шедевр, уникальность которого заключается в сочетании парадности и необыкновенной воздушности.

Уникальное изображение находится в Всероссийском музее Пушкина. Табличка гласит: «Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой). Конец 1831 начало 1832. Бумага. Акварель».

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector