«Письмо с фронта» Лактионова – картина-история

Картины Русских Художников

«Письмо с фронта» – жанровое полотно советского живописца Лактионова, ставшее его визитной карточкой.

Автор

Александр Иванович Лактионов (1910 – 1972) – советский художник, педагог, академик АХ СССР. Награждён Сталинской премией первой степени и Государственной премией РСФСР имени Репина.

Наделённый от природы способностями к рисованию, Александр Лактионов получил начальное художественное образование в Ростове-на-Дону. Затем с лёгкостью поступил в Академию художеств СССР в Ленинграде в мастерскую И.И. Бродского. До 1944 года аспирантура здесь же (поэтому не воевал), параллельно преподавал. С началом войны с семьёй был эвакуирован в Среднюю Азию, откуда позже перебрался в провинциальный Загорск (современный Сергиев Посад).

Получив задание на преддипломную картину с рабочим названием «Встреча» в 1944 году, приступил к обдумыванию сюжета.

Рождение идеи

Прифронтовое положение Загорска было уже в прошлом. Но война ещё не закончилась, и тысячи семей ждали весточек с фронта от своих близких. Заветные треугольники с родным почерком не просто радовали, они вселяли надежду на скорое окончание самой страшной войны в истории человечества и близкую встречу.

У художника не было чёткого видения, какой должна быть картина. Помогла случайная встреча на улице с раненым фронтовиком, который разыскивал нужный ему адрес. Солдат, только с фронта, должен был передать семье фронтового товарища письмо от него. Художник проводил бойца, по дороге расспрашивая того о жизни на передовой, об успехах Красной Армии. Став свидетелем волнующей сцены встречи солдата с семьёй товарища, художник понял, что решение замысла его будущей картины найдено.

Два года кропотливой работы

Эскизы, поиск моделей, определение их поз и выражений лиц, тщательное и детальное живописное изображение героев картины и фона – вот чем был занят художник два года. Крайне внимательный и реалистичный, художник Лактионов работал над картиной только в дни, которые по погоде полностью соответствовали задуманному для наиболее точной передачи теней и солнечного света.

Взгляд на полотно

«Письмо с фронта» – картина, размеры которой (225 х 155 см) позволяют становиться как-бы участником событий: фигуры героев по росту реалистичны и сопоставимы со зрителем.

В проёме распахнутой на улицу двери дома в летний солнечный день семья фронтовика читает письмо от главы семейства, защитника Родины. На переднем плане дочь и жена. Лиц их не видно, но угадываются счастливые улыбки. Сидя на табурете, сын-пионер зачитывает строки, написанные рукой дорогого человека. Русая девушка с красной нарукавной повязкой, по-видимому, соседка, улыбаясь, слушает. Слева тот самый фронтовик, принёсший долгожданную весточку. Раненая правая рука его на перевязи, в левой нехитрая трость-опора, значит, и в ногу было ранение. На груди награды, завоёванные в боях с фашистами: гоня их с родной земли, он проявил себя отважным бойцом. Учитывая период написания картины, именно фронтовик главный герой и картины, и времени, тяжелейшего для советского народа.

На заднем плане 2-этажные постройки старого района, перед ними пустырь, на котором видна фигура другого военного, в погонах.

Порог и стены дома, где происходит действие, говорит о том, что это очень старая постройка. Но люди, работающие на одну цель в тылу, не ропщут. Главное для них – это будущая Победа и возвращение родных с фронта живыми.

Кто позировал для героев картины

Военного, доставившего письмо, Лактионов писал со своего близкого друга, молодого художника и фронтовика Нестеренко, который воевал десантником. Остальные герои тоже реальные: девушка действительно соседка живописца в Загорске, а женщина и дети – собственные жена, сын Сергей и дочь Светлана.

Картина в Третьяковской галерее

В первые послевоенные годы появилась практика свозить картины со всего Советского Союза на предмет оценки творчества и возможной выставки. В 1947 году на всесоюзной выставке появилось «Письмо с фронта».

На первом этапе компетентное жюри, состоящее из крупнейших художников, после некоторых споров приняло картину. Но порядок был таков, что за несколько часов до открытия выставки приезжала другая комиссия, цель которой был осмотр экспонатов с идеологической стороны. Эта комиссия единогласно пришла к заключению, что картина слишком выделяется: висела она в большом зале на центральной стене. Вызвали сомнение бедно одетые люди на полотне, обшарпанное строение, прогнивший пол. Не могут советские граждане, победители, так выглядеть в глазах иностранцев, посещающих Третьяковскую галерею!

После споров и уговоров сотрудников музея полотно решили оставить на выставке, но повесили его в маленький проходной зал в простенок между окном и дверью (поместилось благодаря вертикальной ориентации). Причём посетители, следуя по маршруту выставки, оказывались к нему спиной.

И только на обратном пути, следуя к выходу из музея, сталкивались с картиной.

Впечатление

Люди буквально столбенели. В музее образовывались настоящие заторы. Восторг, восхищение и даже слёзы – вот зрительская оценка советского народа. Только окончилась война, в стране не было семьи, которую бы она обошла. Ярко и солнечно написанное полотно действовала на людей, задевая самые больные струны души. Эффект присутствия был потрясающим.

Лактионов сам себе агент

Художник был обижен местоположением своего полотна на выставке. Но обратив внимание на то, что зрители надолго около него задерживаются, стал читать книгу отзывов, а потом и ежедневно переписывать. Перепечатав огромное количество восторженных отзывов, разослал их в ЦК партии, в Комитет по сталинским премиям, в Комитет по делам искусств.

Вследствие своих решительных действий Лактионов становится лауреатом Сталинской премии, причём, сразу первой степени!

Художник одной картины

Картина Лактионова «Письмо с фронта» – самая душевная и яркая картина художника, известная советским детям со школьной скамьи. Она была очень популярна: репродукции печатались в календарях, учебниках, сборниках, на плакатах. Её копии были очень востребованы: их рисовали сам художник и его ученики. Писал Лактионов и портреты, и пейзажи, и другие жанровые работы. Но ни одна из них не получила такой высокой оценки. Критики и художники обвиняли его в натурализме, недостаточной выразительности персонажей и отсутствии у них характера.

Так бывает, Лактионов, обладая величайшим мастерством, стал художником одной картины.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий