«КРУЖЕВНИЦА» Тропинина, картина – отрада

Кружевница 1823 г.

Картина «Кружевница» В.А. Тропинина стала экзаменационной работой живописца для получения звания художника. Написана маслом на холсте размером 74,7 х 59,3 см в 1823 году. Находится в Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Василий Андреевич Тропинин (1776/80-1857) – русский художник-портретист, произведения которого можно узнать по общей особенности – герои его картин всегда в хорошем расположении духа, спокойны, счастливы и лишены всякой помпезности (даже персонажи с громкими именами).  По происхождению крепостной, только в 47 лет получивший вольную, Тропинин всю жизнь шёл к мечте – стать художником. Природный талант, кроткий характер и удивительное упорство позволили добиться цели – живописец окончил Художественную академию и в Москве в своё время стал самым популярным портретистом. Настоящим мастером женских образов тёплого тициановского колорита прослыл Тропинин – «Кружевница» стала первой работой в целом ряду подобных, посвящённых образам рукодельниц.

Описание картины Тропинина «Кружевница»

На нейтральном, слабо освещённом фоне за простым деревянным столом да на таком же стуле, слегка наклонившись, сидит девушка. Перед ней специальная конструкция – так называемый станок для плетения кружев, сделанный скорее всего из берёзы (станок и коклюшки из прочной берёзовой древесины в России ценились больше всего). Молодая рукодельница очень мила, лукавый взгляд её устремлён прямо на зрителя – словно кто-то вошёл, вызвав на губах лёгкую улыбку. Девушка в простой одежде – в светло-сером платье с рукавом-фонариком, на шею накинут нехитрый платочек. Тёмные волосы собраны на затылке в аккуратную причёску, из которой выбилось несколько кудряшек у юного лица. Нежные руки ещё не огрубели от работы, изящные пальцы ловко перебирают коклюшки и подхватывают булавки для скалывания рисунка кружева. По-видимому, девушка старается над украшением белья. За настольным станком на краю стола лежат небольшие ножнички – так и представляется, как кружевница ловко поддевает их, чтобы в нужный момент перерезать нить.

Собирательный образ мастерицы

Тропинин с первых своих работ проявился как портретист романтический, склонный к реализму. Соединяя в своей героине черты и особенности определённого круга людей, обитательниц барских мастерских, в которых художник побывал, живописец создавал образ этой кружевницы как обобщённый. Лучшее из типичного, самое запоминающееся и радующее глаз.

Реакция зрителей

Недаром современники художника, «и знатоки, и не знатоки» засматривались и приходили в восторг «при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства». Мастерством художника восхищались – «в самом портрете обнаруживается душа красавицы». Это выдержки из сохранившихся воспоминаний историка, журналиста и издателя П.П. Тугого-Свиньина, коллекционера и любителя всего прекрасного.

Путь картины

Павел Петрович Свиньин и стал первым владельцем картины. В 1834 году он распродал свою коллекцию, именуемую тогда «Русский музеум». «Кружевница» Тропинина попала в собрание мецената и крупного коллекционера Ф.И. Прянишникова и значилась в реестре как «Русская пригожая кружевница». В 1867 году она попала в первый публичный Румянцевский музей в Москве (с другими шедеврами по личному выбору Александра II). В 1925 году музей расформировали и преобразовали в Государственную Третьяковскую галерею.

Авторские повторения и не только

Удачную композицию, полюбившуюся зрителям, художник повторил дважды:

  • один экземпляр повторения «Кружевницы» находится в Музее Тропинина и московских художников его времени (Москва),
  • другой – в Нижнем Новгороде, в государственном художественном музее.

В Музее В.А. Тропинина с 2019 года есть тактильная (объёмная, для исследования пальцами) копия этой выдающейся работы для посетителей с проблемами со зрением. К ней прилагается описание, выполненное рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Правда и простота подкупали двести лет назад, заставляют с любопытством всматриваться и сегодня, как в прекрасный и добрый снимок из прошлого.

В кадре и за кадром

Женщины разных возрастов, от маленьких девочек до согбенных старух, занятые рукоделием (вышивающие, штопающие, прядущие или плетущие кружева), в мировой живописи являются довольно частым сюжетом. Василий Андреевич Тропинин кружевницу изобразил юной красавицей, воодушевлённой и ничуть не тяготящейся своим нелёгким трудом. Простые женщины, близкие и понятные художнику, стали его излюбленными образами в живописи – как образец трудолюбия народа и его смиренного отношения к собственной доле.

Трудная жизнь, отражённая на пасмурных лицах, не должна становиться предметом живописи – считал художник. Ведь никто не любит встречаться и общаться с сердитыми людьми, их хочется избегать. Человек должен быть запечатлён в «счастливую эпоху жизни». Поэтому тропининская большеглазая рукодельница спокойна, свежа и молода, она легко и с удовольствием создаёт красоту, тонкие кружева. Ни тени беспокойства, усталости, напряжения.

Конечно, художник видел и другую сторону «медали», знал цену получению этой невесомой красоты – полуслепых и горбатых женщин со впалой грудью и скрюченными пальцами. Первопричиной бед и необратимых последствий был многочасовой напряжённый труд в застывших позах в полутёмных помещениях. В своих тетрадях художник делал наброски и этих женщин. Но написать картину такого содержания ему и в голову не приходило – в начале XIX века до правды жизни русское искусство ещё не доросло.

Небольшой экскурс в историю

Плетение кружев на коклюшках известно с XVI века. Родиной его стала Генуя, откуда оно распространилось сначала по Италии, затем по всей Европе. Славянские народы плести кружева на коклюшках начали позже (первая кружевная фабрика на Вологодчине появилась только в начале XIX века). Кружева по другим технологиям (крючком, спицами, макраме, фриволите, мережка, чипке, вышивка по тюлю) начали плести гораздо раньше – так уже в XII веке славился своими изделиями Торжок в Тверской губернии. Лучшими кружевницами (их называли – плетеи) в старину считались послушницы в монастырях.

Смыслы картины «Кружевница» Василия Тропинина

Нити в руках женщин с древних времён были важной частью мифологических и евангельских сюжетов:

  • В древнегреческой мифологии богини судьбы, три сестры Мойры («мойра» с греческого – доля, участь при рождении), пряли нити человеческой судьбы, отмеряя каждому своё и отрезая разную по длине нить; а веретено – символы жизни и непрерывности времени;
  • Дева Мария также мела отношение к рукоделию, что нашло отражение и в искусстве – примером служит картина «Детство Мадонны» испанского художника Сурбарана (1598-1664), здесь героиня вышивает; в других произведениях она прядёт или вяжет;
  • Нить способна указать путь – так, Тезей вышел из лабиринта по путеводной нити Ариадны и сумел победить Минотавра;
  • Предметы, связанные с рукоделием, символизируют женщин, дом и их роль в жизни – и такой смысл вкладывали художники в свои произведения с незапамятных времён.

Рукодельницы плели, вышивали не просто ажурные узоры. Они вкладывали в них определённые смыслы, соблюдая приметы и стараясь привлечь удачу, обеспечить защиту. Рукотворные предметы, сделанные с любовью и молитвой, наделяли силой оберегов, верили в них, что сохранилось в народе и поныне.

Классические изделия из кружева сегодня – явление редкое. Но народные промыслы живы и сохраняются, благодаря стараниям неравнодушных людей, патриотов своей родины, любящих жизнь и историю. Картина Тропинина «Кружевница» воодушевляет их, являясь символом того, что нити судеб у каждого в собственных руках, и ему решать – беречь исконно-народное или забыть, сплести кружево лёгким и воздушным или грубым и колючим.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий