Картина «Княжа Тараканова» – исторический документ или вымысел

Картины Русских Художников

Полотно «Княжна Тараканова» – картина Флавицкого (1830-1866), русского исторического живописца, написанная маслом в 1864 году. Размер холста 245 х 187 см позволил живописцу придать фигуре героини натуральную величину, что усиливает впечатление. Картина «Княжна Тараканова» находится в Третьяковской галерее (зал 16).

Автор

Константин Дмитриевич Флавицкий «Княжной Таракановой» заработал звание профессора исторической живописи – Императорская Академия художеств гордилась своим выпускником. За короткую жизнь он едва успел продемонстрировать свой талант – чахотка, стремительно развиваясь, лишила его жизни. Загадочная княжна Тараканова прославила художника на века, даже сегодня её знают очень многие – часто как героиню из картины с крысами.

Таинственный персонаж

У зрителя возникает множество вопросов: кто эта женщина, существовала ли на самом деле, насколько её облик с картины соответствует действительности. Художник называет её, но каков её статус в действительности – Тараканова княжна или нет, как красавица оказалась в тюрьме.

Исследователи всегда скрупулёзно относились к истории картины «Княжна Тараканова». И открыли удивительные факты (некоторые на уровне гипотез):

  • Во времена Екатерины II действительно существовала дама, именовавшая себя то принцессой Всероссийской, то сестрой Пугачёва (а он при этом Пётр III). Представлялась по-разному: госпожа Франк, Шель и Тремуль; принцесса Залгомир и Владимирская; Алия Метте, графиня Пенесберг и Зелинская. На допросах ставила подпись «Элизабет»;
  • «Авантюрьера» – так называла её Екатерина II, аферисткой и самозванкой она и была;
  • Именно Таракановой, по одной из версий, стала по наименованию места рождения Алексея Григорьевича Разумовского (Дараган, Таракан), которого ей приписывали в отцы. При этом матерью называлась императрица Елизавета Петровна;
  • На картине Флавицкого «Княжна Тараканова» – единственное изображение исторического персонажа. По сохранившимся устным описаниям она была настоящей красавицей, тонкокостной и изящной. Портретное сходство проверить невозможно;
  • Художник, конечно, и сам её не видел – писал по источникам и публикациям 1859 года и только касательно судьбы аферистки, исследуя возможное место и дату смерти (погибла около 1775 года).

Картина писалась во времена Александра II, когда в стране проводились политические реформы и наблюдалось некоторое послабление цензуры. Поощряла выбор художниками национальных исторических тем и Академия художеств. Потому Флавицкий и остановился на сюжете с загадочной княжной, образ которой будоражил умы.

История картины «Княжна Тараканова» перекликается с историей государства Российского – в XVIII веке, в эпоху интриг и переворотов, появление на исторической арене лженаследников было делом почти обыденным. Эти факты давали богатейший материал для творчества – писательского, поэтического и живописного.

Описание картины

Место действия – тюремная камера Петропавловской крепости. В поле зрения художника попал угол, в котором стоит грубая деревянная кровать, освещаемая из окна рядом. Оно попало на полотно лишь частично, но этого достаточно, чтобы увидеть бурный поток воды, врывающийся в комнату.

Вода затопила камеру, полностью скрыв уже ножки кровати, наполовину – стола напротив окна. Спасаясь от потопа, на постель взобралась молодая женщина. Она стоит, обессиленно привалившись к стене спиной и совершенно не обращая внимания на крыс (мышей), также ищущих спасения от воды.

Поражает и вызывает интерес яркий контраст роскошного платья узницы и жалкой камеры – некогда аккуратный, изящный наряд с открытыми плечами и соблазнительным вырезом не сможет помочь женщине выбраться из её безнадёжного положения.

Как княжна Тараканова попала в камеру

По одной из версий, Екатерина II поручила графу Орлову доставить самозванку в Россию – она тогда пряталась за границей. Орлов нашёл авантюристку, притворился её союзником в делах и даже влюблённым и заманил её на корабль, пообещав скорую женитьбу и российский престол. Потому героиня в платье цвета страсти – она готовилась к иной участи, нежели пленение.

С корабля аферистке деваться было некуда – её заперли и доставили прямо в руки императрице. Та предложила свободу при условии, что Тараканова во всеуслышание признает себя самозванкой. Навряд ли Екатерина II освободила бы преступницу – слишком много смуты от неё было. Но лженаследница стояла на своём, даже перед священником не покаялась.

Смерть узницы

Героиня с общепринятым именем княжна Тараканова закончила свои дни в застенках Петропавловской крепости, но за два года до бедственного наводнения в Петербурге 1777 года. Умерла от туберкулёза, как и автор картины. Художник же принял другое решение, более драматичное и выразительное для произведения живописи.

Уже после завершения картины по указу Александра II были обнародованы государственные архивы и опубликована статья Панина «О самозванке…». Она была издана в России и Германии. Публикация содержала подложные завещания и донесения графа Орлова императрице. Также указано, что фамилия Тараканова недостоверная. Причиной смерти называлась именно болезнь.

К этому официальному заявлению власти подтолкнула картина Флавицкого, содержащая интригу, задевавшую царствующий дом Романовых. Ведь показ на Академической выставке вызвал море толков, слёз, страшных историй, причиной которых неизбежно становился царский каземат с картины. Таким образом, героиня виделась зрителям жертвой со всех сторон: и своей любви, и деспотического режима.

Работа художника над картиной

Сведений о модели нет. Сохранилась целая серия набросков, эскизов карандашом и живописный этюд. Среди карандашных рисунков есть изображение античной головы Ниобии, греческой богини, ставшей символом скорбящей матери. Из подготовительной работы видно, что Флавицкий вдохновился этим трагическим образом.

Первый эскиз появился в 1861 году, когда художник был в Италии. Можно только догадываться, что повлияло на решение живописца создать произведение с подобной трактовкой.

Путь в Третьяковскую галерею

Полотно открыло счёт приобретениям Третьякова на тему истории Отечества. Картина понравилась меценату при первом появлении на выставке (1865). Переговоры о покупке велись два года – Третьяков давал три тысячи рублей, тогда как автор хотел пять.

В 1866-м художник скоропостижно скончался. Братья Николай и Иван, наследники живописца, объявили о намерении экспонировать картину на Парижской выставке 1867 года и продать её за 18 тысяч рублей серебром. В Париж картина поехала под названием «Смерть легендарной принцессы Таракановой» с примечанием в каталоге, что в основе сюжета вымысел автора, а не историческая правда (сделать оговорку распорядился сам Александр II).

Успех был грандиозным, но цена не устроила потенциальных покупателей, и картина вернулась в Россию. Здесь её по-прежнему ждал Третьяков, который купил «капитальную вещь, делающую честь русской школе» за 4300 рублей.

И сегодня у полотна собираются зрители, любители расследований, которые потом часами изучают всевозможные источники, чтобы, наконец, расставить все точки в этой запутанной интриге, истории картины «Княжна Тараканова».

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий