- Автор: Шишкин Иван иванович;
- Год: 1878;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея;
- Размер: 107 х 187 см. Холст масло;
- Цена: Стоимость на настоящее время не известна.
Картина «Рожь» – одно из самых известных произведений великого русского живописца XIX века И.И. Шишкина (1832-1898). Написана маслом на холсте размером 107 х 187 см в 1878 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
Автор
Иван Иванович Шишкин «Рожь» написал, будучи уже знаменитым художником, профессором Императорской Академии и удачливым продавцом своих работ. В 1870-е он уже обрёл славу «верстового столба в развитии русского пейзажа».
Трудно представить, но его родители когда-то не верили в способности сына. Особенно расстраивалась мать, что Иван не желает учиться, чтобы стать добропорядочным чиновником. К счастью, отец, человек просвещённый, всё-таки позволил ему выбрать путь собственных стремлений, поверил в талант сына. Выходец из города Елабуга на берегу Камы Вятской губернии (территория сегодняшнего Татарстана), Шишкин учился художественному искусству в Москве, Петербурге, Европе. Исколесил множество просторов, лесных массивов и озёрных долин и сделал для себя вывод, что больше всего на свете он любит Русь и её бескрайнюю ширь. Леса и луга, поля и дороги – вот что по-настоящему привлекало мастера и помогало ему выразить собственную горячую любовь к родине.
Предыстория создания шедевра
1870-е годы в судьбе Шишкина были непростыми. Чахотка унесла жизни дорогих ему людей: умер отец художника, затем 2-летний сын Владимир, потом брат жены Фёдор Васильев (близкий друг живописца, тоже художник), следом любимая супруга Евгения Александровна, молодая цветущая женщина (1847 г.р.), в довершение через год после смерти жены умер второй сын Константин. Так с 1872 по 1875 год Шишкин потерял почти всех близких.
Осталась Лида, 6-летняя дочь, которую опустошённый живописец пристроил к родственникам. Художник был объят ужасом: «Белый свет померк, всё, как в чёрно-белой гравюре, лишилось цвета». Забросил карандаши и кисти, попытался найти утешение в алкоголе. К счастью, вовремя одумался – к жизни Шишкина вернула малая родина.
Работа над картиной
В 1877 году живописец, находясь в Елабуге, по своему обыкновению часто уезжал за 10-20 км от дома и бродил по окрестностям – живописные виды имели реанимирующее воздействие на художника, буквально возвращали его к жизни. Оказавшись у старинного села Лекарево, Шишкин набрёл на впечатливший его пейзаж – бескрайние поля ржи, среди которых возвышались одиночные деревья (оставлялись хлебопашцами для создания спасительной тени и крыши). С собой у него всегда были бумага и карандаш, и художник сделал небольшой набросок, эскиз к будущему полотну (рисунок «Рожь» находится в Государственном Русском музее).
С этого началась работа над картиной и оттачивание замысла в эскизах. Как мастер пейзажа Шишкин рожь изобразил живым золотистым морем из колосьев. На одном из рисунков рукой художника выведено его ощущение: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». Надо полагать, что и зритель должен получать те же эмоции, находить тот же отклик в душе, что и автор, настоящий «богатырь-художник», как называли Шишкина современники.
Описание картины Шишкина «Рожь»
С первого взгляда на это произведение хочется вдохнуть полной грудью – необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев поля, разбросанные тут и там сосны, высокое голубое небо и облака вдали.
Название полотна говорит о том, что главной деталью здесь является рожь, хлеб, «всему голова», как говорится. Июль или начало августа – именно в это время созревает рожь. Прямо от зрителя вглубь поля ведёт извилистая просёлочная дорога, приглашая последовать по ней и очутиться среди раздолья, стать участником картины. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы. Затем они сменяются густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле и приглашают путника пройти среди этого великолепия.
Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости и жизненного опыта, недаром символически сосны означают выносливость и силу жизни. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя.
Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. Эта деталь заставляет предположить, что она добавлена преднамеренно, а не написана с натуры. Скорее всего, так автор обозначил своё состояние после трагической череды личных потерь.
Следуя своей манере, Шишкин рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализировано. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди.
Торжественность, величие природы свойственны эпическим пейзажам. Именно это и стремился выразить мастер. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы.
Судьба картины
В год написания, в 1878-м, полотно Шишкина «Рожь» было представлено публике на 6-й передвижной выставке. Здесь картину увидел и сразу приобрёл Третьяков. Она стала третьей по счёту работой Шишкина в его коллекции.
В галерее, в зале Ивана Шишкина, «Рожь» неизменно притягивает к себе зрителей. Имея явно русское и громкое звучание, картина часто экспонируется на значительных международных выставках.