Картина «Урок анатомии доктора Тульпа»: история, описание, ошибки

Шедевры мирового искусства

Рембрандт Харменс ван Рейн написал картину «Урок анатомии доктора Тульпа» в 1632 году. Работа выполнена маслом на холсте размером 169.5*216.5 см. Создана она была в период Золотого века Голландии и до сих пор является одним из наиболее значимых произведений живописи того периода. Увидеть картину можно в Королевской галерее Маурихёйс, расположенной в Гааге. В чем состоят особенности композиции, как вообще появилось это произведение и какие были допущены ошибки при его написании?

История создания

Художник получил заказ на написание картины в 25 лет, через год после переезда в Амстердам. Несмотря на то, что в то же время в городе жили и творили именитые живописцы (Томас де Кейзер, а также Николас Пикеной), именно Рембрандту выпал шанс написать общий портрет местной Гильдии хирургов. Впоследствии полотно получило известное ныне название.

Главный герой картины – доктор Николас Тульп – получил должность профессора в 1628 году. Назначение подразумевало проведение открытых лекций, одна из которых состояла в 16 января 1632 года. Именно эта сцена попала на полотно.

Работа Рембрандта на протяжении двух веков хранилась в Палате мер и весов Амстердама. В 1817 году Корнелис Апостол пытался перенести ее в Рейксмузеум, однако король Виллем I Нидерландский отдал приказ, согласно которому полотно передали в галерею Маурицхёйс в Гааге.

Уникальная композиция

Картина, написанная Рембрандтом, выделялась среди работ других живописцев благодаря следующим особенностям композиции:

  • В то время люди на групповых портретах стояли или сидели лицом к зрителю. Любой другой художник воспользовался бы «заготовкой» и попросту заменил их лица, однако Рембрандт расположил героев этого полотна в форме пирамиды. В вершине оказался второстепенный персонаж, а не доктор Тульп. Взгляды коллег профессора направлены в разные стороны, а не на зрителя;
  • Нидерландский живописец мастерски применил игру светотени и выделил лицо профессора при помощи контраста. Фигура Тульпа не только выделяется благодаря наличию шляпы (это атрибут, указывающий на знатность господина), но и кажется наиболее яркой и четкой;
  • В основании пирамиды лежит тело покойника. В то время существовала традиция закрывать головы умерших на картинах. Однако Рембрандт отошел от нее и расположил мертвеца в тени, при этом сделав акцент на бледности трупа. Данный прием создал контраст между ним и лицами ученых-хирургов, подчеркнув их свежесть и румяность. Кстати, проводить вскрытие разрешалось только на урках.

Все эти особенности – следствие присущего живописцу реализма изображения. Художник намеренно использовал необычные для того времени приемы при составлении композиции.

Доктор Николас Тульп

Главный герой картины, доктор Николас Тульп, был выходцем из семьи торговца. Имя, которое указано в названии полотна, – это его псевдоним. При рождении ему дали имя Клас Питерс. Чтобы казаться благороднее и солиднее, он усложнил его и стал Николасом. Фамилия Тульп была обусловлена финансовой лихорадкой из-за тульпанов.

Художник «приукрасил» ситуацию. В реальности доктор не проводил аутопсию, а лишь делился своими знаниями в форме лекции. Непосредственно вскрытием занимался кто-нибудь из его коллег. Более того, лицо урки было бы невозможно разглядеть, потому что для борьбы с неприятным запахом помещение «окуривали». Наконец, аутопсию начинают с брюшной полости, так как именно эта часть тела портится быстрее всего.

Ошибки

Перечисленные выше несоответствия были созданы намеренно, чтобы на картине основное внимание уделялось главному герою. Однако художник совершил ошибку, изображая тело умершего. Согласно историческим фактам, им был казненный за воровство преступник по имени Адриан Адриансон. Проявляется она в анатомии трупа: правая рука значительно короче левой. Вот некоторые объяснения этой ошибки:

  1. Рембрандт мог написать руки не с настоящего покойника. В 1669 году антиквар и специалист по генеалогии Питар ванн Бредероде передал ему часть своей коллекции, в которую входили различные раковины, кораллы, образцы оружия, фарфоровые изделия, а также «четыре освежеванные руки и ноги». Их забальзамировал основатель современной анатомии Везалий (Андреас ванн Везель). Вероятно, именно их он использовал при создании полотна.
  2. Правую руку он написал с трупа, а левую – с иллюстраций Джулио Кассерио к труду по анатомии Адриана ванн ден Спигела. Там конечность отделена от тела, возможно, и на полотне изображено то же самое.
  3. Вору могли отрубить правую руку перед казнью, поэтому художник дорисовывал кисть самостоятельно. При таком раскладе он мог ошибиться с размерами.

Таким образом, «Урок анатомии» – картина, которая стала сенсацией в момент своего появления. Рембрандт проявил мастерство при ее написании, однако дело не обошлось без некоторых ошибок. Впрочем, полотно все равно считается одной из наиболее выдающихся работ живописца.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector