Виктор Попков, художник-философ

Русские Художники

Попков Виктор Ефимович – советский живописец, галерея работ которого отличается философской глубиной и пасмурной, тягостной суровостью. Попков художник особенный – в его картинах нет сочной яркости, краски сдержаны и сложны, но при созерцании многих произведений хочется молчать и думать.

Детство

Виктор Попков родился 9 марта 1932 года в крестьянской многодетной семье в Смоленской области. С трудом пережив тяжёлые голодные годы, родители стремились из деревни перебраться поближе к Москве – всё-таки в Подмосковье работают заводы и фабрики, а значит, в семье будет больше хлеба. Им удалось обосноваться в Мытищах.

С началом Великой Отечественной войны отец был призван и отправлен на фронт. В том же 1941-м погиб. Мать осталась одна с четырьмя детьми…

Шаги на пути к мечте

Интерес к рисованию у Виктора возник ещё в детские годы. Как только появилась возможность, он записался в художественную школу. Здесь пришло окончательное решение посвятить искусству всю жизнь.

В 1948 году Виктор Попков, художник начинающий и подающий большие надежды, уже студент художественно-графического педагогического училища, нового, только открывшегося в столице.

По окончании училища в 1952 году идёт учиться в вожделенный для всех жаждущих творчества молодых людей МГАХИ имени В.И. Сурикова. Но вместо желаемого факультета живописи Попкова зачисляют на факультет графики. Осваивать профессию было очень интересно. Студенты ездили по всей стране и становились свидетелями исторических преобразований в ней. Основным источником и движущей силой невероятных свершений был героический труд советских людей при освоении целинных земель, строительстве заводов и электростанций, каналов и железных дорог. В эти годы (ВУЗ был закончен в 1958-м) семимильными шагами растёт мастерство художника. Творчество Виктора Ефимовича Попкова на этом этапе отличается романтичными порывами, наполненными восхищением подвигами трудового народа. Дипломной работой стала серия линогравюр под общим названием «Транспорт». Впоследствии она прокатилась по самым крупным выставкам страны и зарубежья. Тема всех листов объединена под заголовком, но по содержанию они разнятся. К примеру, замысел лучшего листа будущей дипломной работы пришёл к художнику совершенно случайно – он был буквально заворожён работой электриков, которые ремонтировали оборванные провода (из-за аварии стояли электрички). Мастера своего дела с лёгкостью сновали по тонким лестницам и балансировали на них, словно ловкие циркачи.

Но не графика, а всё-таки живопись выходит на первый план, о чём свидетельствует работа, представленная Виктором Ефимовичем к показу на выставке молодых художников 1958 года. Но некоторая графичность и плакатность ранних работ обусловлена влиянием педагогов-графиков.

Личная жизнь

Вдовы 1966 г.

С будущей женой Виктор учился в педагогическом училище, там и познакомились. В семье был один сын, Алексей (родился в 1958-м). Жена часто становилась моделью для картин своего супруга.

В 1965 году Виктор увлёкся другой женщиной – Татьяна стала его музой и позировала, к примеру, для картины «Двое». Но вскоре Татьяна вышла замуж за другого (за Андрея Суровцева, который изображён на той же картине). Отчаяние Виктора толкнуло его на безрассудный шаг – он хотел покончить с собой. Спас его тесть.

1960-е

С началом нового десятилетия усиливаются творческие искания художника – отходя от академизма, он хочет найти собственный стиль. На этом пути художник обращает внимание на композиционные особенности, находки в колористике. Одновременно всё больше привлекает искусство портрета, позируют в основном близкие и друзья. Работы Попкова привлекали внимание публики, в том числе на международных выставках (они демонстрировались в Японии, Югославии, Финляндии и Италии).

Лояльное отношение к художнику Министерства культуры привело в 1963 году к членству Попкова в комитете по Ленинским премиям. Но вскоре он был исключён из объединения. Причиной стал отказ подчиниться настойчивому внушению – ему советовали не отдавать своего голоса за присуждение премии Александру Солженицыну (рассматривалась повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича»).

Хрущёвская оттепель дала импульс новому художественному направлению в советской живописи. Им стал так называемый суровый стиль. Картины художника Виктора Попкова наполняются героизмом, но отличным от присущего сталинскому соцреализму. Теперь никаких помпезных, фальшивых поз и физически совершенных тел. Появились спокойствие, отстранённость, безмолвная усталость, мудрость. Художник подключает зрителя к важным событиям, тем самым делает его соучастником изображаемого события, решающим проблемы и даже соавтором. Зритель думает и анализирует увиденное, размышляет о действительности. Это впечатление и воздействие становится главным, в отличие от влияния искусства 1950-х, когда художники изображали приукрашенную, если не полностью преображённую, реальность и предлагали зрителю лакированную социальную утопию.

Удаётся Попкову и передача живописными средствами психологически тяжёлой перемены, происходящей внутри семьи при расставании родителей (картина «Развод»). В те годы вообще мало кто говорил об отношениях людей внутри одной социальной ячейки, а Попкова тема заинтересовала. Отчуждённость и повисшую в воздухе холодность художник уловил мастерски.

Размышлял Попков и о судьбах вдов и детей, родителей и сестёр, потерявших в войну своих близких. Тема выпадения из нормального хода истории целого поколения, погибшего в годы Великой Отечественной, волновала художника особо – его детство пришлось на то страшное время. Этой кровоточащей теме посвящён цикл работ «Мезенские вдовы», созданный в период 1966-1968 годы.

1970-е

Северная песня 1968 г.

В начале 1970-х живописец обращается к теме автопортрета. И вновь ему не даёт покоя тема войны, подтверждением чему является знаковая картина «Шинель отца». В этот период в картинах художника почти нет сюжетной линии, и появляется особая атмосфера вслушивания. По словам живописца, ему хотелось в работах кроме конкретного «выразить нечто неясное, духовное, неосязаемое». Виктор Попков, далёкий от церкви, всё же чувствовал неразрывную духовную связь с матерью, верующим человеком. Ведь она была для сына живительным источником, придающим силы. Может поэтому в творчестве художника всё явственнее, но всё же очень прозрачно, виден и слышен христианский подтекст.

Последней стала изумительная картина Попкова «Осенние дожди. Пушкин». Над ней художник работал в Михайловском. Всё выглядит так, будто писано с натуры: и русский простор, и воздух, и чудесная осень, которую так любил поэт. И всё это слилось в единый образ.

Погиб Виктор Попков страшно нелепо – по жизни дерзкий и смелый, простой и общительный, он необдуманно или случайно подошёл к инкассаторской машине (чтобы подвезли). Но поступок был расценен как нападение, и в него выстрелили в упор. Это произошло 12 ноября 1974 года. Художнику было всего 42 года. На прощании в Доме художника на Кузнецком мосту на сцене вместе с «Осенними дождями…» стояла одна из последних значительных картин живописца «Хороший человек была бабка Анисья». Совпадение или закономерность, но это произведение – результат размышлений автора о смерти и смысле жизни. Как реквием себе самому.

Самые известные картины Виктора Попкова

Творческая жизнь художника не продлилась и двух десятков лет. За это время он стал автором около трёх тысяч картин, многие из которых – бесценные отображения своего времени, свидетели и судьи.

Наиболее известны:

  • «Двое» (1964);
  • «Вдовы» (1966);
  • «Одна» (1966);
  • «Северная песня» (1968) – из цикла «Мезенские вдовы»;
  • «Шинель отца» (1970-1971);
  • «Работа окончена» (1970);
  • «Майский праздник» (1972);
  • «Северная часовня» (1972);
  • «Осенние дожди. Пушкин» (1973).

Первую картину из 30-ти для своей экспозиции Государственная Третьяковская галерея приобрела у художника, когда тому было всего 27 лет. А сколько их, ненаписанных.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector