- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1917
- Место нахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва;
- Размер: 195×267 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных
Знакомый всем с детства образ страшной ведьмы, крадущей детей, блестяще воплощен художником. Но в сказках юным героям обычно удается спастись от Яги.
На картине печальный исход предрешен. Злобная старуха летит в ступе с добычей. Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки. Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, но на спасение он уже не надеется. Об этом говорит его безвольно повисшее в руках ведьмы тельце.
Ведьма
Баба Яга в красной юбке, плечи обнажены. Она в спешке потеряла один лапоть, на уродливой искривленной ступне видны длинные скрюченные ногти. В лесу бушует ураган, кажется, что деревья пытаются остановить воплощение зла.
Но Яге все нипочем, она не отпустит драгоценную добычу. За ее спиной видно зарево пожара, а рядом летит зловещий филин как символ молчаливого одобрения поступков хозяйки.
Ведьма отталкивается помелом, торопясь в свой приют зла через болотный туман. Кажется, что все доброе и светлое на пути Бабы Яги было сметено этим помелом, остался только хаос и полная разруха.
Впечатление
Картина пронизана торжеством зла без надежды на спасение. Вглядываясь в гениальное творение Васнецова, поневоле слышишь уханье филина, торжествующий вопль Яги, тихий стон испуганного невинного ребенка, завывание ветра, крик спугнутых птиц.
Баба Яга Васнецова как символ революции
В творчестве Виктора Михайловича Васнецова, связанном со сказками, сюжеты добрые и светлые, с неизменной победой добра над злом. Даже в печальной “Аленушке” чувствуется только тихая грусть.
Поэтому мрачный сюжет картины натолкнул знатоков творчества художника на проведение аналогии с революцией 1917 года. Недаром у Бабы Яги красная юбка, цвет революционного кумача
Зарево и ураган символизируют революционный пожар и разрушение империи, а украденный ребенок обозначает человеческие жертвы.
Сам Васнецов картину не комментировал, поэтому данная трактовка только одна из версий.