Биография художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Русские Художники

Зинаида Серебрякова картины свои создавала с ранних лет. Во многом эта тяга к искусству связана с происхождением художницы — ее семья относилась к интеллигенции и всю свою жизнь посвятила изучению культуры, созданию ее объектов. Разберемся, что еще сделало Зинаиду Евгеньевну Серебрякову одной из самых интересных художниц XX столетия.

Ранние годы и молодость

Зинаида родилась 28 ноября 1884 года в селе Нескучное, что в Курской губернии. Там же она провела все свое детство. Отцом будущей художницы стал Евгений Лансере, именитый русский скульптор-анималист. Правда, его девочка почти не знала. Отец умер, когда ей едва исполнилось два года.

Мать, которую звали Екатерина Бенуа, тоже занималась творчеством. Она была художницей-графиком, а также искусствоведом — во многом на выбор деятельности Екатерины повлиял ее отец, известный архитектор Николай Бенуа. Также на жизненный путь сильно влияли братья Екатерины — Леонтий и Александр.

Первое образование маленькой Зины было домашним. Рисовать ее учили дяди. Творческая карьера девочки началась с пейзажей, которые она рисовала на зимней квартире семьи в Петербурге и в родном Нескучном. Также в повседневность Бенуа-Лансере входили домашние театральные постановки, игра на фортепиано и размеренные вечера в светских беседах. Это и сформировало ощущение дома и уюта, которое Зинаида отражала в своем творчестве всю жизнь.

Взрослая жизнь

Автопортрет в костюме Пьеро 1911 г.
Автопортрет в костюме Пьеро 1911 г.

В 1900 году Зинаида Евгеньевна Лансере — тогда еще незамужняя — выпустилась из женской гимназии. Параллельно девушка училась в художественной школе Марии Клавдиевны Тенишевой. Художественное образование она продолжила у именитого портретиста Осипа Эммануиловича Браза. У него она училась с 1903 по 1905 год.

В этот период художница совершила поездку в Италию, откуда привезла много зарисовок. Причем как привычных пейзажей, так и уже людей. Именно во время итальянского путешествия девушка начала изучать, как работает человеческая мимика, создавать первые зарисовки и серьезные портреты. С 1905 по 1906 Зинаида Евгеньевна проходила обучение в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Там окончательно сформировались ее навыки живописца.

Личная жизнь

Еще во время учебы в гимназии Зинаида Евгеньевна влюбилась в Бориса Анатольевича Серебрякова — собственного кузена, сына сестры отца. Семье пара не рассказывала о своих чувствах, но записки близких говорят о том, что все догадывались о правде. Кузенов в поздней Российской Империи не любили венчать, поэтому Борис потратил много месяцев на поиски священника, готового расписать их с Зинаидой.

За завтраком 1914 г.
За завтраком 1914 г.

Они даже подумывали о том, чтобы принять лютеранство — более лояльную к таким бракам религию. Но все обошлось: нашелся православный священник, который за 300 целковых согласился заключить такой союз. Бракосочетание состоялось в 1905 году. Семья была по-настоящему счастливой. Муж и жена вместе занимались творчеством и воспитывали четверых детей, каждый из которых в итоге тоже посвятил себя искусству:

  • Евгений Серебряков. Он родился в 1906 году. Работал архитектором и занимался реставрацией;
  • Александр Серебряков. Второй сын появился на свет в 1907 году. Он занимался дизайном интерьеров;
  • Татьяна Серебрякова. Она родилась в 1912 году. Выросшая Татьяна стала театральной художницей;
  • Екатерина Серебрякова. Дочь появилась в 1913 году. Она пошла по стопам матери и стала художницей.

Поздние годы

В двадцатые годы у Серебряковой были проблемы с советской властью. Импрессионистке было сложно приспособиться к требованиям времени, поэтому ее творчество стали ценить меньше. Все кончилось тем, что осенью 1924 уехавшая в Париж художница не смогла вернуться на родину. Так она разлучилась с еще маленькими младшими детьми.

В 1947 году Зинаида Евгеньевна получила французское гражданство. В период жизни во Франции художница много путешествовала, в том числе и на другие континенты. Так, в 1928, 1929 и 1932 годах она ездила в Марокко. Там появились одни из самых ярких циклов Серебряковой, посвященные африканской и арабской культуре.

Только в шестидесятые годы художнице разрешили взаимодействовать с семьей. В 1960 году к ней приехала дочь Таня, с которой она не виделась более 36 лет. А уже в 1966 году в Киеве, Москве и Ленинграде организовали выставку работ Серебряковой. Спустя год художница скончалась из-за кровоизлияния в мозг. На момент смерти Зинаиде Евгеньевне было 82 года. Ее могила находится на старинном французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Мотивы в творчестве и его особенности

Мотив природы и естественности — первоначальный для Зинаиды Серебряковой — сохранялся на всех картинах. Особенно это заметно на ее ранних работах, воспевающих красоту садов, полей и крестьянского быта. Часто работы художницы были посвящены круглогодичному циклу жизни, в том числе крестьянских работ на полях.

Обычно Серебрякова создавала такую живопись с натуры — имение в Нескучном позволяло это делать. В дальнейшем в книге «О жизни в Нескучном» крестьянка Василиса Дудченко вспоминала о художнице так: «Она очень любила крестьян-тружениц. Для картин выбирала женщин крепких, рослых, передавала их силу, бодрость, прилежание к труду, аккуратность.»

Позднее фокус сместился с красоты русской земли на красоту русского человека. Именно в тот творческий период появились самые известные работы Зинаиды Евгеньевны, а к ней пришло признание со стороны советской власти. И советских людей. Именно общественное признание позволило ей относительно спокойно покинуть Советский Союз в период диссидентства.

Самые известные картины

Серебрякова избегала абстрактных смыслов. Она стремилась честно изображать быт, природу и человеческие эмоции. Также на полотнах часто появлялись здоровые женские тела, игры детей и их искренние чувства. Именно картины, посвященные этим предметам и явлениям, стали самыми знаменитыми в биографии Зинаиды Серебряковой:

  • «Так заснул Бинька». Это полотно появилось в 1908 году. На нем изображен сын Женя. Дети часто выступали моделями художницы. Сейчас оно находится в Государственном музее имени Пушкина в Москве;
  • «За туалетом». Автопортрет, принесший Серебряковой настоящую славу, появился в 1909 году. Она висит в Государственной Третьяковской Галерее на постоянной экспозиции;
  • «Автопортрет в костюме Пьеро». Очередное изображение самой себя Серебрякова создала в 1911 году. Искусствоведы отмечают необычную игру света на этой картине, которую художница передала с помощью масла;
  • «Б. А. Серебряков». Картина написана в 1913 году. Портрет горячо любимого супруга выполнен в темных тонах, но атмосфера уюта все равно прекрасно ощутима;
  • «В детской. Нескучное». Эта картина появилась в 1913 году. Она смотрится необычно, так как в ней все еще прослеживаются элементы раннего импрессионизма художницы;
  • «За завтраком». Картина была создана в 1914 году. На ней опять изображены члены семьи Серебряковой — трое детей. Это полотно считают апогеем психологизма Серебряковой.
Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector