Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский живописец, крупный мастер парадного портрета, работы которого представляют не только высокую художественную ценность, но и важную историческую.
Происхождение, талант и учителя предопределяют будущее
Д.Г. Левицкий родился в Киеве в мае 1735 года (более точных сведений нет) в украинской семье потомственных священнослужителей. Отец Дмитрия, художник и священник, поменял родовую фамилию Нос, принадлежавшую известной ветви запорожских казаков, на благозвучную Левицкий. Отец закончил Киевскую духовную академию, где преподавали архитектуру и живопись. Впоследствии он, талантливый портретист и гравёр, стал первым учителем сына, который проявлял большие способности к изобразительному искусству. В 1750-х годах отец уже привлекал сына-подростка к совместной росписи Андреевского собора в Киеве, нового великолепного храма по проекту Растрелли.
Было решено продолжить обучение именно по художественной части, искусство влекло имевшего явное дарование Дмитрия.
Встреча с учителем Антроповым
В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.
Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.
В Москву по распоряжению правительства
В России с времён Петра I была традиция в честь побед русского оружия и других событий, имеющих государственное значение, проводить праздничные шествия. Для этого возводились триумфальные арки – ворота для торжественного прохождения процессии. В 1762 году Москва готовилась к коронации Екатерины II. Для росписи триумфальных ворот в честь этого события были привлечены лучшие живописцы. В их числе был Дмитрий Левицкий.
Затем поступил следующий государственный заказ – иконы для Московского Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который по распоряжению императрицы подлежал реставрации. Этот заказ был совместным с художником Васильевским. После своевременного изготовления иконостасов и образов живописцы отказались сдавать заказ без предварительной оплаты. Добившись её от министерства, они передали иконы по назначению. Царствующая императрица Екатерина II присутствовала на освящении храма.
Снова в Петербурге, Академия художеств
Вернувшись в 1768 году в Петербург, Дмитрий много работает, выставляется. Это был период, когда академия прогрессивно развивалась (Екатерина значительно увеличила её бюджет). В 1769 году Дмитрий Григорьевич пишет портрет А.Ф. Кокоринова, одного из архитекторов нового здания Академии художеств на Университетской набережной. За эту работу в 1770 году живописец удостоен звания академика. В следующем году он возглавил портретный класс, которым руководил до 1788 года. С 1786 года – член Совета Академии художеств, что позволяло ему оказывать большее влияние на ведение учебного процесса.
Как преподаватель Дмитрий Григорьевич предоставляет своим ученикам лучшие условия для художественного развития: живая натура вместо манекенов, творческая работа студентов при работе с композицией, позой изображаемого, подбором света на собственное усмотрение молодых художников.
Особенности дарования
Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.
Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…
Придворный живописец
Закономерно, что превосходная техника художника, нестандартные приёмы живописи в совокупности с ровным, добродушным, без подобострастия и интриганства, но с хитрецой, характером дали исключительный результат. Они позволили Левицкому достичь при дворе Екатерины II, где ему позировали многие представители привилегированной аристократии, высшей точки художественной иерархии: ему было позволено писать саму императрицу.
Наиболее известные картины
Созданные Левицким портреты, галерея которых очень обширна, объединены общей традицией, присущей эпохе. Это парадные портреты, которые не только передают визуальное сходство изображения с личностью, но и возвеличивают героя картины.
Художнику позировали знатные и прославленные современники, деятели русской культуры, члены их семей, портреты которых являются важным художественным и историческим наследием живописца:
- Екатерина II (всего около 22 портретов);
- Суворов А.В. (1786);
- Демидов П.А. (1773);
- Дени Дидро (1773);
- Воронцов А.И (1780-е);
- Львов Н.А. (1789);
- Долгоруков И.М. (1882).
и многие другие. Портретную серию девушек-воспитанниц Смольного института благородных девиц (1773-1776) искусствоведы также относят к вершине художественного искусства Левицкого и русского портрета XVIII века в целом.
Портрет дочери Агаши (1785) выполнен в крестьянском духе – для того периода характерен интерес с русским национальным образам. Эта работа в творчестве художника стоит особняком.
1790-е годы. Уход из Академии
В конце 1789 года живописец в знак протеста покинул Академию художеств: в последние годы ему сократили жалование. Конфликт с руководством Академии базировался ещё и на некой «политической неблагонадёжности». Причиной нападок и обвинений стало тесное общение с поэтами Новиковым и Капнистом, которые в своих произведениях допускали критику политики императрицы.
Последний государственный заказ мастера (1790-е) – портретная серия детей наследника русского престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.
Масонство
В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.
Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.
Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.
Семья
Дмитрий Григорьевич был счастливо женат. С супругой Анастасией Яковлевной (1744-1832) прожил всю жизнь. В семье родился один ребёнок – дочь Агафья, известный портрет которой принадлежит Русскому музею.
Гостеприимный дом художника на Васильевском острове всегда был полон гостей, самых известных и образованных людей того времени: писателей и поэтов, музыкантов и художников.
Последние годы
В 1807 году Левицкого уговорили вернуться в Академию художеств, но к руководству портретным классом уже не допустили, хотя живописец стремился к этому всеми силами. Всегда становились препятствием какие-то неблагоприятные обстоятельства и личные счёты влиятельных недоброжелателей. Стремление же художника всю жизнь одно: официальное признание, востребованность, возможность преподавать – делиться своими знаниями и умениями.
В 1810-х художник ещё работает – пишет портреты петербургских дворян, офицеров и членов их семей.
Шли годы, Левицкий старел, почти ослеп. Петербург, подаривший ему профессиональный триумф и известность на самом высоком уровне, стал последним пристанищем украинского таланта. В 1822 году, 16 апреля, в своём доме на Васильевском острове Дмитрий Григорьевич Левицкий умер.
На сегодня его могила затеряна – безжалостное время стёрло место захоронения на 300-летнем Смоленском кладбище в Петербурге.