Эль Лисицкий – взгляд в будущее

Русские Художники

Эль Лисицкий – ведущий советский художник-авангардист, передовой архитектор и дизайнер, пионер и новатор в искусстве.

Корни и малая родина

Лазарь Маркович Лисицкий (он же Эль Лисицкий) родился 22 ноября 1890 года в религиозной семье предпринимателей в станционном посёлке Починок Смоленской губернии. Рос в семье деда, шапочника, который жил в Смоленске. Здесь Лазарь учился в реальном училище, которое закончил в 1908 году.

Родители Мордух Залманович (Марк Соломонович) и Сара Лейбовна в Витебске открыли посудную лавку, которая давала достаточно дохода, чтобы платить за обучение сына. Лазарь увлекался рисованием и решил стать художником. В Витебске он занимался в школе рисования Юделя Пэна, который жил здесь с 1898 года, и известен тем, что открыл в Витебске первую в России художественную школу для евреев.

Отъезд из отчего дома, Петербург, Дармштадт

В 1909 году Лазарь попытался поступить в художественную академию в Петербурге. Официальная версия отказа состоит в несоблюдении академических канонов в работе, представленной экзаменационной комиссии. Возможно, решающую роль сыграла национальная принадлежность поступающего – евреев принимали неохотно.

Как было принято в то время в среде молодых, отверженных родиной евреев, Лисицкий едет учиться в Германию. В городе Дармштадт действовал известный технический университет, архитектурный факультет которого в 1914 году с отличием окончил Лазарь Левицкий.

Во время обучения он, активный и любознательный, побывал во Франции и Италии, изучал искусство во всех его проявлениях. Именно в этот период у Лазаря созрел культ профессионализма и стали складываться художественные пристрастия.

Возвращение на родину, революция, свобода, работа

Первая мировая война заставила молодого инженера-архитектора вернуться в Россию. Но для трудовой деятельности по профессии на родине требовался русский диплом и в 1915 году Лисицкий поступил в Рижский политехнический – с началом войны этот институт был эвакуирован в Москву.

Революция 1917 года отменила ограничения, которые существовали в царской России для евреев. С этого времени еврейская культура освобождается и расцветает. Лисицкий принимает революционные перемены с большим энтузиазмом и творческим подъёмом.

Учёба успешно сочетается с работой в различных архитектурных бюро: Великовского и Клейна. В этот же период Лисицкий становится активным членом Еврейского общества поощрения художеств, участвует в выставках, организованных обществом. Тогда же он иллюстрирует книги еврейских авторов, в том числе детские, изданные на идише. Занимаясь еврейской культурой, исследует архитектуру и орнаменты синагог, изучает памятники еврейской старины.

В 1918 году – окончание института с подтверждением специальности инженера-архитектора. В середине 1919 года Лазарь работает в Киеве – создаёт марку для еврейского народного издательства, в основу которой положена традиционная символика еврейского народа. Здесь Лазарь вновь иллюстрирует детские книги в авангардном стиле.

Витебск, Малевич, супрематизм, изобретение проунов

В 1919-1920 годах по предложению Марка Шагала преподаёт архитектуру в Витебском народном художественном училище. Под влиянием Малевича, встреча с которым имела переломное значение для творчества Лисицкого, в этот период он обращается к супрематизму, влиятельному направлению искусства того времени, основанному на геометрии.

Вливается в организованное на базе художественной школы объединение единомышленников-супрематистов УНОВИС (утвердители нового искусства) – арт-группировку принципиально нового типа. Выставки-обсуждения, философские диспуты, оформление городских улиц в революционном стиле – обычная деятельность объединения.

Здесь Лисицкий изобрёл новое направление в искусстве –ПРОУН (проект утверждения нового). Импульсом для этого стала идея перехода супрематизма в трёхмерные формы, которые в будущем должны были бы составить основу новой архитектурной концепции, стать «прообразом архитектуры мира».

Революция во всём, в том числе в театре

Воодушевлённый переменами в стране, которая строит светлое будущее, Лисицкий задумал и театр завтрашнего дня. Его работа над постановками – это не рисованные декорации и не эскизы костюмов – это создание механизмов, которые приводили бы в движение огромных кукол. Было задумано расположение электромеханической установки в центре зала или сцены с вовлечением в действо зрителей. Режиссёр как главное лицо на сцене должен управлять марионетками-фигуринами, светом и звуком. Постановок осуществить так и не удалось.

Знаменитое «Эль»

Имя художника при рождении – Лазарь Мордохович Лисицкий. На иврите имя пишется «Элиэзер». Его сокращённую форму «Эль» художник взял в качестве благозвучного псевдонима. С 1920-х годов именно так он подписывался и в историю мирового искусства вошёл как El Lissitzky.

СССР строит мост с Западом

В 1921 году Лисицкий как эмиссар по вопросам культуры едет в Берлин. Наступает время особой креативности художника, он в круговороте новой деятельности: участвует в международных художественных конгрессах, читает лекции, организует выставки. Его альбом с фигуринами и «Папка проунов» на выставке 1922 года, Комната проунов, представленная в 1923 году, имеют грандиозный успех. Европа восхищена Лисицким, здесь он настоящая звезда.

Горизонтальные небоскрёбы и другие смелые проекты

В 1924 году – новый колоссальный проект – 7 министерских зданий из стекла и бетона в Москве. Идея заключалась в создании горизонтально расположенного городского яруса на высоте 50 метров. Лисицкий полон самых смелых и творческих замыслов по организации пространства в постройках различного предназначения: будь то жильё, клуб, производственный цех.

Из множества проектов осуществлён только один – здание типографии журнала «Огонёк».

Фотограф-новатор, дизайнер-первооткрыватель

В том же 1924 году Лисицкий в числе первых начал творческие эксперименты с фотографией: распечатывал многослойное изображение одновременно с нескольких негативов.

В 1928 году ошеломил мир оформлением советского павильона на выставке, посвящённой достижениям прессы, в Кёльне: начиная с входной группы, где светились буквы «USSR», и заканчивая невероятной демонстрацией успехов советской печати. Такого ещё не было. Вся Европа рукоплескала советскому новатору.

По возвращении из Европы Лисицкий, проживающий в коммунальной квартире и знающий изнутри проблему дефицита пространства, увлекается проектированием квартир и комбинаторной мебели для них. Мебель-трансформер и сейчас вызывает интерес и спрос.

Лисицкий привнёс свежий взгляд и в книжный дизайн. Замысел базировался на том, что художник должен конструировать книгу и заставлять её звучать с помощью графических средств.

В ногу со временем – агитплакаты

Освоенные ранее приёмы фотомонтажа Лисицкий в начале 1930-х применяет при работе над агитационными плакатами, популярными в СССР. Создал множество ярких, реалистичных, запоминающихся плакатов, отмеченных на выставках. К примеру, на Западе особой популярностью пользовался плакат, впервые показанный в Цюрихе в 1929 году и олицетворяющий равенство полов в новом обществе.

Самые яркие работы Лисицкого

Работая в живописи, архитектуре, фотографии, дизайне, выдающийся представитель русского авангарда Лисицкий объединял общие мысли и тенденции под новым взглядом.

Трудно ассоциировать художника с определённым видом искусства, он автор многих знаковых работ, таких как:

  • Плакат «Бей клином» (1920);
  • Нереализованный проект «Пространственный небоскрёб» (1923-1925);
  • Фотоколлаж «Конструктор. Автопортрет» (1924);
  • Оформление советского павильона выставки «Пресса» в Германии (1929);
  • Плакат «Давайте больше танков» (1941).

и множество других картин, проунов, книжных обложек, иллюстраций, дизайнерских и архитектурных находок, которые говорят о широте, свободе и невероятной смелости творческих поисков художника-конструктора.

Личное и судьба

С 1927 года Лисицкий был женат на Софи Кюпперс, вдове известного искусствоведа из Ганновера. От первого брака у неё было двое детей. Общий с Лисицким сын Борис родился в 1930 году.

В 1923 году у Лисицкого диагностировали туберкулёз, в те годы ещё смертельный. И началась битва за жизнь. Затем ампутация одного лёгкого, страшные мучения, в периоды облегчения работа, работа. В декабре 1941 года Эль Лисицкий умер.

Преданная Софи сумела сохранить все работы мужа, которые в 1960-х передала Третьяковской галерее, а также выпустила книгу о нём, восторженном энтузиасте с безмерным талантом, революционере в искусстве и настоящем генераторе смелых идей. Удивительно, но Эль Лисицкий на родине менее известен, чем за рубежом. Может, пора узнать своих героев?

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий