Уильям Тёрнер и его солнце сквозь холсты

Художники разных стран

Уильям Джозеф Тернер – британский художник-пейзажист, предвестник импрессионистов. Раннее творчество Тернера – буйство цвета и света на холстах, позднее – предвосхищение абстрактной живописи.

Происхождение и детство

Уильям Тернер родился 23 апреля 1775 года (дата неточная) в центральном районе Лондона в семье парикмахера. Отец держал цирюльню и изготавливал парики, что по тем временам пользовалось спросом. Мать имела прогрессирующее психиатрическое заболевание, что стало причиной переезда сына в возрасте 10 лет в семью родственников в Брентфорд.

В этом пригороде столицы зародился Тернер-художник – изобразительное искусство его живо интересовало. Все дни напролёт он пропадал на реках (в Брентфорде сливаются Темза и Брент), пейзажные мотивы с этих пор излюбленные.

Учёба

Рыбаки в море
Рыбаки в море

Первыми учителями стали Томас Хардвик, архитектор, и Томас Мелтон, известный художник-акварелист. Уже в 14 лет Тернер удостоился чести представить свою работу на выставке в Королевской академии, вслед за чем юноша получил право свободного доступа на занятия. Президентом академии тогда был сэр Джошуа Рейнолдс – молодой художник Уильям Тернер безмерно уважал авторитетного мастера. Почитание первого президента академии стало решающим фактором в процессе обучения – Тернер к его лекциям относился самым серьёзным образом, глубоко и вдумчиво штудировал все учебники.

Глава академии устраивал ученикам экскурсии, в том числе по своему дому, где Уильям познакомился с подлинниками Рембрандта, Рубенса, Пуссена. Много лет спустя Тернер будет вспоминать часы общения с Рейнолдсом, как счастливейшие в своей жизни.

Первые успехи

1790-й – год появления у Тернера первой картины маслом. Выставки его работ  в академии стали постоянными. Любимое дело начало приносить доходы: в «Пантеон Опере» молодой художник занимался сценографией, кроме того давал частные уроки.

В 1791 году живописец предпринимает первую поездку на этюды. Впоследствии такие творческие путешествия станут нормой, и художник побывает в Италии, Швейцарии, Франции, открыв для себя неисчерпаемый источник вдохновения – разноликую природу Европы. Эти зарисовки служили основой для картин, работа над которыми велась уже в Лондоне.

Кумир

В процессе учёбы начинающие художники копируют работы признанных мастеров. Делая это, Тернер рассматривал картины-образцы под углом сегодняшнего переосмысления, через собственное отношение и видение.

Творческие вкусы Уильяма были таковы, что кумиром его в мире искусства стал Клод Лоррен (1600-1682), французский мастер-пейзажист. Увидев его «Отплытие царицы Савской», Тернер был растроган до слёз. Для себя он решил, что к подобному он и должен стремиться. Подражание Лоррену, внимательное изучение его техники, применение таких же способов живописи стали для Тернера основными приёмами в достижении высот в изобразительном искусстве. Составляя альбом, учебное пособие для начинающих художников, Уильям также опирался на опыт Лоррена, ставшего для него путеводной звездой. Популярность Тернера росла.

Взлёт карьеры

Переход Ганнибала через Альпы
Переход Ганнибала через Альпы

В конце 1799 года Тернер уже член-корреспондент Королевской академии. Через два года получил звание академика, став в истории учебного заведения первым художником столь юного возраста, удостоившимся такого звания. Теперь его произведения выставляются, минуя отборочную комиссию, которая, впрочем, была благосклонна к молодому дарованию. Так, ещё до звания академика нашумела картина Тернера «Море у Бриджуотера». После её выставки художника наделяли самыми приятными эпитетами и даже сравнивали с Рембрандтом.

Искусство Тёрнера постоянно совершенствовалось. Причём вода, архитектура, воздух, ландшафт интересовали художника с научной точки зрения их взаимодействия. Его акварели теперь так же выразительны и поэтичны, как обычно бывают работы, написанные маслом. Картины художника Тернера на исторические темы, в частности о Наполеоновских войнах, также понравились публике и сделали их автора более известным живописцем, которому под силу широкий спектр тем.

В 1807 году художник назначен на профессорскую должность. К преподавательской работе относился очень ответственно, охватывая в лекциях материал, гораздо больший, чем того требовала должность (профессор перспективы). Но его, не обладающего хорошей дикцией и поставленным голосом, студенты слушать не любили. Раскрывался как страстно любящий искусство преподаватель Тёрнер в другом – когда речь шла не о теории, здесь уж ученики боялись пропустить слово.

Палитра становится ярче – публика холоднее

После путешествия в 1919 году в Италию, где Тернер побывал во многих городах-хранилищах шедевров величайших старых мастеров, художник сделал свою палитру насыщеннее, сочнее; в ней теперь больше основных цветов. Это не понравилось приверженцам реализма, отдающим предпочтение почти фотографической точности картин, выполненных чаще всего в тусклых красках, но гармоничных, по их мнению.

Дидона, основательница Карфагена
Дидона, основательница Карфагена

Художник не собирался ничего менять и меняться сам – через краски он выражал себя. С 1830-х критика в адрес Уильяма Тёрнера звучала всё чаще и громче. Даже королева Виктория приняла решение, что он недостоин звания рыцаря, и ему было отказано. Мало кто осмеливался защищать живописца. Одним из заступников стал Джон Рёскин (1819-1900), но слова молодого деятеля искусств в защиту «величайшего художника всех времён», как он его назвал, тонули в гневных высказываниях старожилов.

Новаторство в творчестве Тернера, несмотря ни на что, набирало обороты и стало первыми искрами – до импрессионизма оставалось лет пятьдесят. Иные работы были написаны на грани абстракционизма, до которого было чуть дальше. В некоторых выпадах даже звучали обвинения в сумасшествии.

Многие картины остались в мастерской до самой смерти художника – их не принимали на выставки.

Тёрнер и деньги

Уильям Тёрнер был хватким, деловым и принципиальным в вопросах оплаты своего труда. Сохранились воспоминания Вальтера Скотта о художнике, как о высочайшем профессионале, который ни одним своим талантливым пальцем не пошевелит бесплатно, за деньги же – с удовольствием.

Относясь столь щепетильно и даже жадно к финансам, Тёрнер при этом позволял одному из своих постояльцев, который снимал комнату в доме художника, жить долгие годы практически бесплатно – когда квартирант лишился средств к существованию.

Тёрнер и дружба

Закадычных друзей у художника не было, всё-таки он был больше погружён в искусство, себя и собственную эксцентричность, чем в общение. Да и по воспоминаниям современников, у Тернера был резкий нрав. Особенно заносчивым стал, когда был назначен профессором. Он часто бывал желчным и насмешливым, его колкости отбивали охоту тесно дружить с этим человеком, но коллеги ценили его профессионализм – все замечания всегда были в точку.

Но однажды открылась его чувствительность – похоронив близкого 38-летнего товарища, Тернер признался, что лучше больше не привязываться ни к кому – терять больно. Это было странно слышать, исходя из того, какое о нём было мнение в обществе, к тому же эти слова не совсем соответствовали наружности художника, грубого человека.

Внешность соответствует методам работы

Это был невысокий, коренастый, крепкий мужчина с грубоватым лицом. Он мало заботился о своей внешности. Если бы не положение, так бы и ходил перемазанным красками. Внешне напоминал простого моряка или извозчика, но никак не академика. Сам признавал, что к труду относится, как к главному секрету успеха, не знал «другого гения, кроме гения упорной работы».

Способы его работы ошеломляли свидетелей действа. Первым аккордом было опрокидывание на лист бумаги или холст жидкой краски. Затем, при её подсыхании, художник бросался распределять пятна краски по одному ему ведомому алгоритму. Он что-то царапал и тёр, скрёб и размазывал, со стороны казалось, что его движения хаотичны. Но вдруг проступало изображение, с каждым прикосновением всё более явственное и прекрасное.

Случалось, Тёрнер писал способом «одновременной игры» – пока одна картина подсыхает, он колдует над другой, третьей. Но совсем лишало дара речи современников художника, когда тот подходил к своей картине буквально в последние минуты перед открытием выставки, чуть плевал в выбранную точку и пальцем доводил картину до нужного совершенства, по мнению автора.

Личная жизнь

Вместе с Тернером жил его отец, который помогал сыну в работе и поддерживал все его начинания. Отец и сын были очень близки. В 1829 году отца не стало – для Уильяма это стало настоящей трагедией, принесшей пустоту. С этих пор он стал время от времени впадать в депрессию. Мать художника окончила дни в специализированной клинике. Любые разговоры об этом выводили Тернера из себя – глубоко внутри он опасался, как бы болезнь матери не сказалась и на его психике (как дурная наследственность).

Тернер никогда не был женат. Его женщинами были вдовы: первая, Сара Дэнби, старше художника на 10 или 15 лет, позже вторая, София Кэролайн Бут, младше на 23 года. В доме второй, Софии, он и встретил старость. Здесь 19 декабря 1851 года художник умер, завещав свои произведения британскому народу. Сегодня многие его работы в коллекции Лондонской галереи Тайт.

Самые известные произведения Уильяма Джозефа Тёрнера

Странствия – вот источник сюжетов, тем, впечатлений, красок художника. Родная Темза или далёкая Венеция, туманный густой воздух или лёгкий и слившийся с солнечными лучами – всё вдохновляло, давало пищу для эмоций, находящих отражение в творчестве.

Наиболее знамениты картины под названиями:

  • «Рыбаки в море» (1796),
  • «Автопортрет» (1799) – редкая для творчества Тёрнера картина в портретном жанре,
  • «Переход Ганнибала через Альпы» (1812),
  • «Дидона, основательница Карфагена» (1815),
  • «Большой канал в Венеции» (1835),
  • «Последний рейс корабля «Отважный» (1839),
  • «Современный Рим – Кампо Ваччино» (1839),
  • «Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе» (1842),
  • «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842),
  • «Свет и цвет» или «Утро после всемирного потопа» (1843),
  • «Тьма после всемирного потопа» (1843),
  • «Дождь, пар и скорость» (1844),
  • «Ангел, стоящий на солнце» (1846).

По легенде последними словами Тёрнера перед смертью стала фраза: «Солнце есть Бог». Его картины – шаги-доказательства к этому утверждению, а животворящее солнце – главный герой.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий