Биография Уильяма Блейка – величайшего миротворца и гения — мистика

Портрет Блейка 1807 г.

Уильям (Вильям) Блейк – английский художник и поэт XVIII – XIX веков, всю жизнь черпающий вдохновение из Библии и собственных видений, создатель уникальных художественных теорий и образов.

Детство

Родился 28 ноября 1757 года в Лондоне в многодетной, набожной семье лавочника. Джеймс и Кэтрин Блейк, родители Уильяма, воспитывали и обучали детей дома, кроме навыков чтения и письма прививая им правила приличия и благопристойность. Спокойные домашние занятия сплачивали семью, впоследствии Уильям вспоминал эти времена с благодарностью: «Слава Богу, меня никогда не отправляли в школу».

Увлечение живописью

С ранних лет Уильям проявлял необычную наблюдательность и пробовал делать копии с иллюстраций книг, которые были в семье. Родители не препятствовали странному для сына лавочника стремлению, но за частные уроки рисования платить не могли.

Первый учитель — гравёр

В конце концов поиски профессионального наставника увенчались успехом. В 1772 году 14-летний Уильям стал учеником гравёра Джеймса Басайра, условия которого подходили семье. Следующие семь лет прошли в упорных, кропотливых занятиях и постижении тонкостей ремесла. Уильям был старательным учеником и к концу срока обучения уже достаточно опытным для самостоятельного копирования средневековых статуй Вестминстерского аббатства. Именно эта работа, предназначенная для солидного иллюстрированного издания, была поручена ответственным учителем Уильяму. В своём ученике Басайр уже не сомневался.

Творец вселенной 1794 г.Знаменитые видения

Перед Уильямом, чутким и впечатлительным с детства, по свидетельствам биографов, уже в четыре года предстало видение: голова Бога, смотрящего в окно. Затем ребёнок в подробностях рассказывал своим близким о других ясных и удивительных видениях: пророков, ангелов. Причём говорил всегда о них спокойным тоном, будто это обычное явление. Позже, став взрослым, утверждал, что у каждого человека с рождения есть дар видения, угасающий без развития.

Одно из предчувствий 14-летнего Уильяма сбылось через 11 лет: ему не понравилось лицо художника – потенциального учителя и он сказал отцу, что того повесят. Так и произошло впоследствии.

Подобные видения представали перед внутренним взором тонко чувствующего Уильяма всю жизнь.

Учёба в Королевской академии

В 1779 году Блейк поступил в Лондонскую Королевскую академию, где проучился 6 лет. Здесь окончательно сформировалось его отношение к искусству и непринятие лицемерия, обобщений «под одну гребёнку». Поклонник аккуратной чёткости линий Рафаэля и Микеланджело, он стремился заострить внимание на особенностях изображаемых предметов. Причём, под индивидуальным углом зрения художника, но педагоги считали его работы слишком экстравагантными.

В этот период Блейк выполняет много заказов по иллюстрированию изданий, в основном это работы акварелью, частично темперой.

Геката 1795 г.Спутница жизни

В 1782 году Блейк познакомился с прелестной Кэтрин Буше, дочерью бедного фермера, которая была младше Уильяма на пять лет. Вскоре женился на ней, оценив не только красоту девушки, но и спокойный нрав и готовность стать верной помощницей. Блейк обучил Кэтрин, которая в свидетельстве о браке на месте подписи поставила крестик, грамоте. Кроме этого, учил рисованию, так что впоследствии жена стала настоящей помощницей художника: она раскрашивала его иллюстрации, помогала с оттисками в типографии. Природная доверчивость и восприимчивость Кэтрин, безоговорочно верившей гениальному мужу, сблизили её с ним и на духовном уровне: к ней тоже стали приходить видения. Единственный ребёнок четы Блейк умер сразу после рождения. В молодости Уильямс часто бывал импульсивен, какое-то время был приверженцем «свободной любви» и хотел привести в дом вторую жену. Но в зрелые годы, благодаря жене, его идеал любви окончательно сформировался. Всю жизнь Блейк будет благодарен своей Кэтрин за бесценную поддержку во всём, особенно в периоды неудач. Она всегда будет подставлять плечо мужу и оберегать в его душе пламя вдохновения.

Секрет ушедшего брата

В 1787 году Уильям Блейк испытал страшное потрясение: умер от туберкулёза его брат Роберт. Последние две недели его жизни братья были вместе. В момент смерти Роберта Уильяму пришло видение освобождённой и радостной души брата.

По утверждению самого Уильяма Блейка, перед вознесением в небеса душа Роберта сообщила секрет обработки медных пластин для гравировки. Впоследствии художник опробовал и освоил этот метод, названный им «иллюминированной печатью».

От суда не зарекайся

Летом 1803 года Блейк с женой по приглашению приятеля писателя Уильяма Хейли гостил в Фелфаме, маленькой деревне графства Суссекс. Здесь произошёл серьёзный инцидент, закончившийся судебным разбирательством.

Уильям наткнулся в саду на драгуна, который лежал, как у себя дома, на траве. Уйти добровольно тот отказался, тогда художник силой вытолкал его на улицу. Мстительный солдат британской армии объединился с товарищем и обвинил Блейка в проклятиях и ругани в адрес короля Англии. Художника судили за оскорбления и призывы к бунту. Спас его Хейли: нанял хорошего адвоката. Оправдательный вердикт, вынесенный судом присяжных, был встречен ликованием взволнованной аудитории. Блейк впоследствии использовал этот нелёгкий опыт, создав образы судей и обвинителей в своих поэмах «Мильтон» и «Иерусалим».

Вообще его бескомпромиссность и воинственность поражают: выказывал поддержку революционному движению во Франции и далёкой Америке, с недовольной толпой штурмовал тюрьму. Просто счастье, что для Блейка всё заканчивалось успешно.

Великий Дракон и Зверь с моряНепонимание публики

В 1804 году художник возвращается в Лондон. Уильям Блейк, картины которого широкая общественность не знала, много работает: ищет заказы, рисует, пишет поэму. Но публика не замечала и обходила молчанием редкие экспозиции его картин. Независимая выставка, открытая художником на Броуд-стрит, не изменила положения: не было продано ни одной работы. По обрывкам воспоминаний можно лишь составить мнение о значительности утраченного ныне произведения «Древние британцы» с этой выставки. Картина изображала сражение короля Артура и была размером 3 х 4 метра.

Но в общем, картины Блейка после выставки назывались «никудышными», а сам художник «неудачливым безумцем». Заказчики уходили от Блейка, пресса была полна уничижительных и даже враждебных обзоров, а сам он находился на грани отчаяния.

Последнее десятилетие жизни

В 1818 году Блейку посчастливилось встретить художников, своих единомышленников, по отношению к современным направлениям художественного искусства. Они также горячо разделяли веру Блейка в духовное возрождение.

В 65 лет художник начнёт иллюстрировать «Книгу Иова», что впоследствии специалисты отметят как невероятную удачу. Наконец-то на его работы начнётся спрос, который принесёт успех, достаток и признание. В 1826 году Блейк приступил к выполнению сложного и ответственного заказа – акварельные иллюстрации и гравюры к «Божественной комедии» Данте. Но смерть художника 12 августа 1827 года оборвала смелый творческий замысел. Акварельные работы, которые он успел сделать, причислены к величайшим произведениям художника.

Интересный факт – культ художника

Интересна неприязнь Блейка к системе религиозных отношений, к самому институту религии, хотя на протяжении жизни он прошёл все этапы: крещение, венчание, в англиканской церкви был отпет после смерти и похоронен на протестантском кладбище. Но последние четыре десятилетия своей жизни провёл вне церкви и богослужений. Разгадка такого отношения в сложившемся убеждении художника, что «Создатель… крайне жестокое существо», а «Сатана – обвинитель, бог этого мира». Блейк обожествлял лишь дух, поклонение ему было культом художника.

Известные картины Блейка

В ХХ веке творчество Уильяма Блейка было окончательно признано. Его мистические и символические картины поразительно воздействуют на зрителя:

  • «Творец вселенной» (1794);
  • «Геката» (1795);
  • «Великий Дракон и Зверь с моря» (1805);
  • «Великий Красный Дракон и Женщина-Солнце» (1805);
  • «Страшные сны Иова» (1806);
  • «Великий Красный Дракон» (1810);
  • Неоконченная серия «Божественная комедия» (1824-1827).

и многие другие, принадлежащие музеям по всему миру. Безлюдные при жизни художника, выставки работ Блейка сегодня пользуются огромной популярностью и с успехом проходят во всех мировых столицах.

Художники, композиторы, поэты и писатели находят в его работах неисчерпаемый источник вдохновения для создания новых и новых произведений искусства, кто знает, может, и шедевров.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector