Сальвадор Дали, краткая биография великого сюрреалиста

Художники разных стран

Дали Сальвадор – известнейший испанский художник ХХ века, нашумевший своими разноплановыми талантами. Его интересовали живопись и графика, он писал книги и занимался кино, создавал скульптуры и логотипы продуктов – авангардист во всём, художник Дали стал одним из самых фонтанирующих и продуктивных творцов в искусстве.

Детство

Родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас (Каталония) в семье успешного нотариуса. За год до появления на свет Сальвадора его родители похоронили своего 2-летнего первенца. Мать уверовала, что второй сын – реинкарнация погибшего малыша и настояла на том же имени для новорожденного – Сальвадор с испанского «спаситель». По той же причине сына очень баловали и потакали всем его прихотям и капризам. А он, сообразительный и эгоцентричный малый, с удовольствием пользовался слабостями взрослых и принимал все почести с королевской самоуверенностью.

Взбалмошный характер Сальвадора мешал обычной дружбе с другими детьми, которые нередко издевались над странным чудаком – видя его необъяснимый страх перед насекомыми (кузнечиками, например), отлавливали их, чтобы закинуть ему за шиворот и потешаться над его истериками.

В 1908 году родилась его сестра, Анна Мария, но к сыночку уже утвердилось отношение как к избранному. Сальвадору было пять лет, когда ему купили карнавальный костюм короля с мантией и скипетром – облачившись в него в детстве, он, в переносном смысле, проведёт в нём всю жизнь.

Артистическая натура Дали находит выход в рисовании

Постоянство памяти 1931 г.
Постоянство памяти 1931 г.

В 6-летнем возрасте мальчик пробует рисовать, и это у него получается. Семья тут же организует обустроенную мастерскую в доме, приспособив бывшую прачечную на мансарде. Сальвадор находит отдушину в рисовании, пропадая здесь целыми днями. В 10 лет уже прекрасно справляется с масляными красками и пишет свою первую картину в импрессионистском стиле.

Юность

Подростку было всего 14, когда его работы уже выставлялись в родном Фигерасе. Спустя три года, в 1921 году, не стало матери – 17-летний юноша тяжело переживал утрату – они были очень привязаны друг к другу. Отвлечься помогает то, что пришло время учиться всерьёз. Отец хотел для сына земной профессии, но тот выбрал рисование. К этому же времени относится первый автопортрет Дали «С рафаэлевской шеей», написанный с отсылкой к кумиру, великому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю Санти.

В том же, 1921 году, Сальвадор поступает в Академию изящных искусств в Мадриде. Здесь амбициозный и целеустремлённый студент раскрывает свои незаурядные способности, которые стремительно развивались благодаря исключительной работоспособности и упорности юноши. В его времяпрепровождении не было походов в кино, кафе, по друзьям, как у других студентов – после занятий Дали спешил уединиться в своей комнате, чтобы усердно работать, постигая и себя, и искусство. По воскресеньям пропадал в Прадо, и в целом вёл почти отшельнический образ жизни.

Замкнутость и сосредоточенность на творчестве не помешала познакомиться с неслучайными людьми в богемном обществе – Федерико Гарсиа Лорка, литератор, станет другом художника на всю жизнь, а Луис Бунюэль, режиссёр, ещё и соавтором в кинематографе. Сальвадор Дали в юношеские годы максимализма и исканий увлекается Фрейдом – вероятно, в психологических исследованиях учёного он ищет объяснения собственным причудам и раскрытия секретов внутреннего мира и личности вообще.

Стили живописи Сальвадора Дали в годы учёбы самые разные: импрессионизм, кубизм, дадаизм. Всё модернистское его невероятно захватывает. Несмотря на то, что живопись была вожделенной целью Дали, в 1926 году его отчислили из Академии – консервативное руководство не желало видеть и признавать уникальный авангардизм студента, который обладал яркой индивидуальностью и, в свою очередь, вступал с преподавателями в открытое противостояние.

Ничуть не расстроившись, уверенный в себе художник едет в Париж, столицу свободных нравов и центр притяжения творческой молодёжи.

Париж – творчество, любовь, разрыв с родными

Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г.
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г.

Здесь живописец попадает в пучину авангардного искусства, знакомится с французом Андре Бретоном, поэтом-сюрреалистом, своими соотечественниками Пабло Пикассо и Хуаном Миро – они старше Сальвадора и уже имеют авторитет. Под их влиянием в поисках собственного стиля живописи Сальвадор Дали пишет картины, сюрреализм которых демонстрирует парижскому обществу, что у этого художника великое будущее.

В 1929 году Дали принимают в общество сюрреалистов, группу единомышленников, организованную Бретоном. Здесь Сальвадор знакомится с женщиной, ставшей его музой на всю жизнь. Это Елена Дмитриевна Дьяконова (в богемных кругах Гала, с ударением на последний слог, от французского слова «праздник»), она старше на 10 лет и не свободна – её мужем был поэт Поль Элюар. Она, уже имея дочь, заводила романы с другими мужчинами, но муж был уверен, что никуда она не денется и смотрел на поведение супруги сквозь пальцы, да и подобное поведение в творческой среде было нормой. Встреча с безукоризненно выглядящим и необычным Дали, в котором Гала женским чутьём угадала гения, изменила всё. Влюблённые быстро съехались, повергнув в шок родных Сальвадора, которые устали ждать, когда же он повзрослеет и остепенится. Но капризный малыш превратился в экспрессивного молодого человека, приводящего в изумление своими выходками. Последней каплей для отца стало оскорбление памяти матери Сальвадора – тот вдруг сопроводил одну из картин некрасивой и кощунственной фразой («плюю на портрет моей матери»). Эта провокация была одной из многих – так Дали вызывал в себе бурю чувств, толкающую его на новые всплески в творчестве.

Отец рассорился с сыном, а тот, не считаясь с мнением семьи, в 1934 году женился на Гала, которая стала для художника музой, опекуншей и арт-директором. Он мог больше ни о чём не думать, только творить.

 В этот период написаны одни из самых известных картин Сальвадора Дали:

  • «Великий мастурбатор» (1929);
  • «Загадка желания» (1929);
  • «Постоянство памяти» (1931);
  • «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом» (1934);
  • «Лицо Мэй Уэст» (1935);
  • «Телефон-омар» (1936);
  • «Метаморфозы Нарцисса» (1937);
  • «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937).

Знаменитые картины Дали – это иррациональные описания внутреннего мира художника, его желания и подсознание, освобождённые от условностей и правил. Гала стала спусковым крючком для полной свободы сюрреалиста Дали.

«Сюрреализм – это я»

Телефон-омар 1936 г.
Телефон-омар 1936 г.

В 1936 году политика стала яблоком раздора между Дали, в общем-то аполитичным художником, и сюрреалистами, занимающими левые позиции. Они к Ленину относились, как к идейному вождю, и когда он стал героем картины Дали, сюрреалистам не понравился способ его изображения. Они посчитали, что художник высмеивает коммунистического лидера и исключили Дали из объединения. Но это было равнозначно тому, как если бы у человека попытались забрать его самого – по сути невозможно. «Сюрреализм – это я» – отрезал Дали товарищам.

Поездка в Италию – импульс к эволюции творчества

В 1937 году путешествие в Италию открыло художнику глаза на искусство Ренессанса – он был в восторге и в собственные произведения вносит признаки академизма (правильные пропорции тел и другие), комбинируя их с сюрреалистическими образами.

Эгоцентрик Дали позднее оценил свой вклад в художественное искусство, наделив его спасительной ролью против модернистской деградации.

Период войны

С приходом в Европу войны Дали и Гала недолго думая оставляют Старый Свет и отбывают в Новый – США стали их домом на восемь лет.

Дали молод, здоров, энергичен и полон идей – здесь он рисует, иллюстрирует и пишет книги, читает лекции, выставляется, создаёт декорации в кино. Мир шоу-бизнеса, где он очень популярен, греет его честолюбие и подпитывает эпатажность. Даже американские звёзды политики, музыки, кино благоговели перед известным с 1920-х Сальвадором Дали, картины которого только подтверждали его репутацию самого сумасшедшего (что притягивало и поклонников, и деньги). Коммерческий успех ждал на любом поприще – искромётный талант и имя работали на художника безупречно.

Знаменитые картины Дали американского периода жизни:

  • «Лицо войны» (1940);
  • «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940);
  • «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941);
  • «Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение нового человека» (1943);
  • «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944);

Однако преданность родине звала назад. В 1948 году Дали и Гала вернулись в Испанию. Здесь художник будет жить все оставшиеся годы.

Возвращение на родину

Поселившись в Каталонии, Дали безудержно творит. Можно дать самым известным картинам Сальвадора Дали зрелого периода общее определение – мудрый философский сюрреализм. Живопись, короткометражное кино с обыгранными художником необычными эффектами, сюрреалистические фотографии, личное участие в рекламных съёмках – этот человек-вулкан имел бездонный потенциал и находил вдохновение в любых видах творчества.

Гала

В 1958 году Дали и Гала венчались в церкви в каталонском городе Жирона. Казалось, этот союз от бога, и он вечен. Ведь именно Гала, эта женщина-праздник, стала недостающим звеном в цепочке – мостиком между художником и зрителем. Она устраивала выставки, искала покупателей, ещё в начале отношений урезонивала его, объясняя, что картины должны быть понятны большинству зрителей. При простоях убеждала мужа браться за любую работу. Она при всей своей женственности обладала сильной натурой и стала крепким плечом для слабого, взбалмошного, самовлюблённого и эксцентричного художника, по сути оставшегося маленьким капризным мальчиком. Она была с ним в первые, полунищие, годы совместной жизни, когда отец лишил художника содержания. Дали всегда сам понимал ценность для себя своей супруги – одним взглядом она укрощала его «параноико-критическую активность» и упорядочивала и мысли, и действия, и жизнь. Но годы часто портят не только внешность, но и характер. Так случилось и с Гала – стареющая женщина беспрестанно прибегала к пластической хирургии, старательно молодилась, заводила любовников, требовала всё больше денег от мужа.

В 1969 году Дали делает жене давно обещанный подарок – отдельное жильё. Согласно положению, им стал средневековый замок Пуболь. Но, чтобы попасть в гости к супруге, художник должен письменно уведомить хозяйку. Это стало их новой игрой. Но даже живя раздельно, самые сумасбродные супруги в истории человеческих взаимоотношений умудрялись ссориться и даже драться, что не умаляло чувства художника к жене – только Гала была его Вселенной, он называл её собственным близнецом.

Аманда Лир

В жизни Дали кроме аудиенций с собственной женой и творчества были и особенные визуальные наслаждения – красота и молодость притягивали и вдохновляли художника. Так, он обожал любоваться, как его подруга фотомодель Аманда Лир, обнажённая, плавала в бассейне. Связанная с ней биографическая страница жизни Сальвадора Дали характерна для него, человека-скандала. Дружба-роман с этой девушкой, близкой художнику по духу и поддерживающей все его авантюры, началась в 1965-м и продолжалась до конца дней великого мастера. Он с ней ходил по гостям, путешествовал, наряжая спутницу в немыслимые костюмы – эпатаж нравился обоим. Учитывая факт, что Дали предлагал Аманде духовный брак, навряд ли они были любовниками. Гала, поначалу взбешённая присутствием в жизни её знаменитого мужа другой женщины, да ещё такой молоденькой (хотя сама заводила интрижки с молодыми мужчинами), потом смирилась и даже радовалась, что есть кому позаботиться о Сальвадоре.

Последние годы

В зрелые годы Дали отдаёт всё-таки дань отцу, поняв его любовь и долготерпение (в книге «Дневник одного гения», 1963). Но все сознательные годы между Сальвадором и его семьёй была непреодолимая пропасть.

Здоровье всё чаще подводит обоих супругов. В 1982 году не стало Гала, но она осталась в сердце художника до последних его дней. Переехав в опустевший Пуболь, он не смог там остаться надолго. Башня Галатея, часть театра-музея Дали в Фигерасе, стала последним пристанищем художника.

Работать полноценно не давала болезнь Паркинсона – закорючки вместо задуманных линий выводили художника из себя. Он умер 23 января 1989 года. Его последняя воля была так же неординарна, как и вся жизнь – тело замуровали в пол зала театра-музея Дали, и прямо над ним теперь раздаются шаги посетителей, приходящих окунуться в мир его неудержимых фантазий.

Известные картины Сальвадора Дали последних лет

С 1949 по 1962 год в творчестве Дали период, известный под названием «ядерного мистицизма» – художник потрясён ядерными взрывами в Японии и находит в случившемся вдохновение. С 1960-х до конца своей жизни живописец будет восхищаться наукой и её достижениями, даже страшными и разрушительными. Направление художественного искусства Сальвадора Дали последних лет – сюрреалистическая живопись, часто с использованием стереоскопии и голографии.

Краткий список наиболее известных картин:

  • «Расщепление атома» (1947);
  • «Атомная Леда» (1949);
  • «Мадонна Порт-Льигата» (1949);
  • «Галатея со сферами» (1952);
  • «Христос Святого Иоанна Креста» (1952);
  • «Галлюциногенный торреро» (1968-1970) – по признанию художника в этой работе он весь, поскольку на этом холсте разные планы, в том числе даль, заняты почти полным собранием образов живописца;
  • «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» (1977);
  • «Ласточкин хвост» (1983).

Произведения художника – гордость музеев и частных коллекций по всему миру.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий