Картина «Горящий жираф» – что Дали сказал потомкам

Жираф в огне 1936—1937 г. Шедевры мирового искусства

«Пылающий жираф» или «Жираф в огне» – картина непревзойдённого сюрреалиста Дали, написанная маслом на дереве размером 35 х 27 см в 1936-1937 годах. Находится в Художественном музее города Базель (Швейцария).

Автор

Сальвадор Дали (1904-1989) – испанский художник, вся жизнь которого это творчество, любовь к единственной женщине и эпатаж. Безудержная фантазия и богатейшее воображение, любовь к психоанализу и почитание Зигмунда Фрейда, талант и раскрепощённость позволили ему извлечь из недр своего подсознания самые невероятные художественные образы, которые сделали живописца знаменитым, богатым и самым узнаваемым. Его искусство называют магическим, но, чтобы проникнуть в смысл картин, надо понять мастера.

Дали и Испания 1936 года

Период создания «Горящего жирафа» Сальвадором Дали важен для осмысления изображённого на картине. В 1936 году на родине художника началась Гражданская война, один из самых кровавых конфликтов ХХ века внутри одной нации. Ещё никто не знал, что вскоре вся Европа будет охвачена Второй Мировой, но тревога уже поселилась в душах и витала в воздухе. Чуткий и впечатлительный, тонко воспринимающий ужасы братоубийственной бойни, как и подобает творческому человеку, Дали, как бы ни говорил, что он аполитичен, впитывал всё происходящее. Политика не зависела от его желаний, она вламывалась в творчество художника без спроса.

«Жираф в огне» Сальвадора Дали – экстравагантный документ той эпохи, сложный, иносказательный, но очень красноречивый.

Описание картины «Горящий жираф»

Основной фон – небо. В творчестве Дали это индикатор, меткий показатель состояния художника. Но если в начале 1930-х на картинах живописца небо пронизано солнечными лучами и залито светом, то здесь первое впечатление – сумерки и мрак. Давящая темнота сосредоточена художником в верхней части картины, отчего тревожное настроение только нарастает – это предостережение о грядущих бедах.

По земле с низко написанной линией горизонта передвигаются персонажи картины:

  • Главный герой – жираф, что следует из названия произведения. Сиротливый и беззащитный, трогательный и жалкий, стоит он на тонких ножках у долины Ампурдан и олицетворяет саму Испанию, охваченную огнём. Даль за горящей фигурой жирафа растворяется в сумеречной дымке. Жираф не самая крупная фигура на картине;
  • И это недаром – в настоящее время миром овладевают война и кровопролитие, жестокость и смерть, от которых страдает и находится на краю гибели сама цивилизация. Её художник изобразил в виде огромных монстров в женском обличии;
  • Центральная фигура, самая крупная, занимает по вертикали всю картину. У неё множество открытых выдвижных ящиков, символизирующих отсутствие тайн и какого бы ни было действенного оружия – она беззащитна перед войной. Безликая голова её уже покраснела и вот-вот вспыхнет подобно телу жирафа, опалённые руки беспомощно пытаются нащупать путь и мечутся по воздуху. Истощённое тело не падает только благодаря подпоркам – цивилизованный мир хрупок и неустойчив;
  • Фигура поодаль справа тоже на подпорках, удерживающих тело за множество отростков. В руке у неё кусок кровавой плоти. Но голова покрыта зелёными, живыми побегами – значит, не всё потеряно, и есть надежда, что этот кошмар закончится, и цивилизация будет жить;
  • Между жирафом и горой потерянно бредёт одинокий человек, белая фигурка которого едва заметна – ему страшно, он простой гражданин, и жизнь его так же мала, как песчинка.

Всё изображение написано будто с точки у самой земли, у подножия крупной фигуры – тем самым создаётся впечатление масштабности происходящего, его эпохальности и значимости.

Другие интерпретации

Для Сальвадора Дали жираф в огне как персонаж картины был «мужским космическим апокалиптическим монстром» – так он его назвал. В этом, более общем, понимании жираф означает начало войны и слом устоявшегося мира – по Нострадамусу, в предсказании которого с появлением именно монстров начнётся война.

Женские фигуры на подпорках – неизбежные ужасы войны с опустошением (открытые ящики) и бесчисленными кровавыми жертвами (голова, готовая взорваться или вспыхнуть у ближней женщины-монстра, кусок плоти в руке дальней).

Надежда на память

Дали всегда беспокоился по поводу потери связи человечества со своим прошлым, мудростью предков – память как особая субстанция была частью его размышлений, выливающихся в творчество. Символы сюрреалиста, гениального мастера и великого интерпретатора, кричат о чаяниях благополучного исхода этого безумства, а горящий жираф Дали воспринимается несчастной, но стойкой жертвой.

Данная композиция Сальвадора Дали с жирафом в огне всё-таки вселяет надежду – через побеги свежей зелени на голове у женщины-монстра. Недаром эту многострадальную голову поддерживает такая сложная конструкция подпорок – чтобы сохранить её и не дать погибнуть росткам жизни. Даже если всё погибнет в огне человеческого безумия, и мир захлебнётся в агрессии, возрождение случится благодаря памяти.

Другие картины художника

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector