Биография художника Лоуренс Альма-Тадема

Автопортрет 1896 г.Лоуренс Альма-Тадема – мастер исторической живописи XIX – начала ХХ века, заработавший почёт и материальное благополучие при жизни благодаря усердной учёбе, добросовестной работе и требовательности к себе.

Происхождение и детство

Родился 8 января 1836 года в местечке Дронрейп в северной части Нидерландов в многодетной семье нотариуса. Тадема – старинная фамилия рода, буквально переводится как «Адамов сын». При крещении получил имена Лоуренс и Альма, и, если бы не избранный много позднее путь художника, они и остались бы именами. Второе превратилось в часть фамилии (причём ставилось в начале), чтобы в списках и каталогах художник оказывался на первой странице.

В 1838 году нотариус в поисках заработков перевёз семью в столицу провинции, но вскоре умер. Мать, увлекавшаяся искусством, считала, что дети должны уметь рисовать и отдала Лоуренса с братьями на обучение к местному художнику, для общего развития. Но будущее связывалось с юриспруденцией, и Лоуренс был определён в гимназию. Здесь пришло увлечение историей, совмещать которую с полюбившимся рисованием оказалось очень интересно. Творчество влекло всё больше – Лоуренс много занимался самостоятельно, опираясь на трактат для начинающих, написанный самим Леонардо да Винчи.

Творческая лихорадка подростка

Лоуренс горел искусством, забывал об отдыхе и еде, упорно занимался, стремясь каждую мелочь довести до совершенства. Такое напряжение для юного, неокрепшего организма стало губительно – он серьёзно заболел, вылечиться от чахотки в те времена было почти нереально. Услышав диагноз, 15-летний Лоуренс не впал в отчаяние. Наоборот, думая, что у него слишком мало времени, он ещё энергичнее занимается. Это была битва характера и болезни. В результате в 1850 и 1851 годах Лоуренс Тадема открыл счёт своих станковых произведений. Это был автопортрет и портрет сестры – первые работы, доказывающие самому юному художнику и его родным, что способности налицо. Мать, видя одержимость сына, отступила от своих планов относительно его профессии. Отступила и болезнь.

Антверпен, академия

В 1852 году Лоуренс едет в Бельгию и следующие четыре года он студент Королевской академии изящных искусств в Антверпене, старейшем учебном заведении Европы, имеющем всемирную славу. Здесь давали основательное классическое образование, главным наставником Лоуренса стал Эгидиус Вапперс (1803-1874), автор религиозных и исторических полотен, отличающихся глубоким замыслом. Другим педагогом, повлиявшим на становление молодого художника, стал Никез де Кейзер, живописец-академист, мастер портрета и батальных сцен. Тадема учился успешно, неоднократно отмечался и награждался.

После академииФауст и Маргарита

С 1856 года Лоуренс в течение трёх лет занимается с профессором де Тейе, специалистом по архитектуре, костюму, убранству помещений – по истории в целом. Молодой художник учился уделять внимание каждой мелочи, его волновало, чтобы любая деталь была исторически достоверна. В этот период Лоуренс начинает проявлять себя как перфекционист, безжалостно уничтожая неудачные на его взгляд работы.

В конце 1858 года Тадема сблизился с Хендриком Лейсом (1815-1869), автором картин на исторические и бытовые темы. В мастерской Лейса Тадема обратится к мифологическим сюжетам, но препятствием для него станет невозможность применить свои исторические знания – подлинные факты и детали там были не нужны. Поэтому Тадема отодвинул античные сюжеты и устремил своё внимание на времена Меровингов, эпоху зарождения во Франции королевской власти.

Первый успех

В 1861 году в мастерской Лейса и под его руководством Тадема закончил «Обучение детей Хлодвига», первую крупномасштабную картину, над которой работал около двух лет. Академическая выставка, где было представлено полотно, принесла художнику известность – картина привлекла внимание не только рядовых зрителей, ценителей искусства. Высокую оценку дали коллеги живописца, хвалебные рецензии публиковали критики, понравилась картина и первому королю Бельгии Леопольду I.

Воодушевлённый успехом, Тадема на ту же тему (меровингского общества) пишет серию картин – его увлекает идея, возможность проявить свои знания истории и живописность материала.

Переезд в Англию, смена тематики – Древний Египет

В 1862 году Тадема в поисках новых художественных образов – теперь в центре его внимания Древний Египет, и источником знаний стали экспонаты лондонских музеев: крупнейшего Британского, а также Виктории и Альберта. Произведения на тему Египта стали следующим шагом в эволюции молодого, энергичного и скрупулёзного художника: он использовал приёмы, «старящие» картину, тем самым как-бы сокращая дистанцию во времени. Чрезвычайно внимателен был к каждой детали и мелочи, не допуская и намёка на неправду. По оценке египтологов, учёных, профессия которых напрямую связана с изучением Древнего Египта, в полотнах Тадемы буквально всё принадлежит к временам фараонов.

Женитьба, новая темаВенанций Фортунат читает стихи королеве Радегонде 1862 г.

В начале 1863 года умерла мать художника, в конце сентября того же года изменился семейный статус Лоуренса – он женился. Супругой его стала француженка Мари-Полин де Буажирар, семья которой жила в Бельгии. В свадебное путешествие молодые отправились в Италию. Здесь, при знакомстве живописца с новыми историческими материалами, он загорелся античной Грецией и Древним Римом. В результате его искусство вновь преображается. Ярким примером является картина «В перистиле», где единственным персонажем становится женщина, естественная и прекрасная в своей сущности.

У супругов со временем появилось две дочери, Лоранс и Анна, сын Эжен умер в младенчестве. После женитьбы художник стал уделять больше внимания женщинам как героиням своих картин, появлялись на полотнах и дети. Жена позировала ему для различных образов, задуманных художником. В галерее живописца кроме её портретов появились другие малофигурные работы.

Коммерческий успех

Знакомство в 1864 году с предприимчивым любителем искусства Эрнестом Гамбаром способствовало получению художником выгодных и объёмных заказов. Контракты на десятки картин посыпались, как из рога изобилия и загрузили живописца работой на ближайшие годы. Его узнали по всей Европе и за океаном. В перерыве между исполнением заказов в 1865 году в Брюсселе Тадема получил Орден Леопольда I, высшую государственную награду Бельгии. Поклонники творчества художника по достоинству оценили его талант, с охотой покупали полотна мастера и заключали контракты на следующие работы.

Тёмная полоса жизни

Будучи в гостях у Гамбара в Лондоне в 1866 году, семья художника стала свидетелем опасного происшествия – в доме произошёл сильный взрыв и пожар. Причиной стала утечка газа. Нервная и утончённая Мари-Полин испытала сильнейший шок, последствием которого стали повышенная мнительность и болезненность женщины, имеющей и без того не самое крепкое здоровье. Приезд домой, в Бельгию, самочувствие не улучшил. Она угасала, и в 1869 году 32-летняя супруга художника скончалась. Тадема был раздавлен горем, у него опускались руки. В этой ситуации его спасла Артье, родная сестра, забота которой смягчила потерю матери для дочерей Лоуренса и помогла ему самому найти опору и выйти из трудного положения.

Окончательный переезд в АнглиюОбучение детей Хлодвига 1861 г.

Вместе с тем пошатнулось здоровье и самого художника, бельгийские врачи не смогли назначить адекватное лечение и лишь посоветовали обратиться к лондонским эскулапам. В конце 1869 года Тадема уже в Лондоне и по своему обыкновению уходит от проблем, погружаясь в работу. Здесь он выставляется с помощью Гамбара, заявив о себе как о неординарном живописце батальных сцен. Чуть позже забирает в Лондон дочерей – младшей всего два года, старшей пять лет. В помощь ему с девочками приезжает сестра, которая станет хранительницей очага, пока не обзаведётся в 1873 году своей семьёй.

Новая жизнь, второй брак

Первым делом с известной уже целью художник дополняет свою фамилию – теперь Альма-Тадема точно будет замечен – на первых страницах каталогов зрители обычно очень внимательны.

Пока нет своего жилья, он с детьми и сестрой живёт у приятеля, тоже художника. Бывая в других домах, встречает много интересных людей. Среди них оказалась 17-летняя девушка из известной семьи, интересующаяся живописью. Лаура Эппс вызвала расположение 34-летнего Лоуренса и для оправдания своих посещений художник стал давать ей уроки, увлёк всё семейство написанием общего портрета. Видя разгорающуюся страсть своего подопечного, развитию отношений воспротивился Гамбар, предчувствуя снижение художником золотоносной продуктивности. Но ничто уже не могло разрушить связь влюблённых, и в 1871 году бракосочетание состоялось. После свадебного путешествия пополненная семья переехала в собственный дом в зелёной фешенебельной части Лондона. Лаура стала моделью для многих работ мужа, писала сама и получила известность как мастер бытовых сцен. Кроме того, она стала хозяйкой популярного в Лондоне художественного салона, в который захаживали и музыканты. В этом браке детей не было.

Каталог работ

Для отслеживания пути каждой картины, её судьбы, а также защиты творчества и предотвращения подделок Альма-Тадема упорядочил созданную галерею, составив каталог. В нём фотографии картин были выставлены с соблюдением хронологии, закреплены подписью художника и пронумерованы. Портрет Артье, сестры, так много сделавшей для него, имел первый номер. Всего в каталог за долгую творческую жизнь художника было внесено 408 произведений.

Расцвет творчества

Альма-Тадема с единомышленницей-супругой много путешествовал по Европе. Особенно привлекала их Италия, целью было не развлечение, а поиск раритетов, они принимали участие и в раскопках в Помпеях. В 1873 году художник официально получил британское подданство, был принят в Королевское общество живописцев.

В 1874 году сильно пострадал дом художника – на канале, близ которого он возвышался, взорвалась баржа. К счастью, не пострадали ни обитатели дома, ни полотна мастера. Но жить и работать здесь было невозможно – теперь ежегодно по 3-4 месяца художник работает в Риме, между переездами много выставляется, выполняет заказы, пишет большие полотна на популярные в обществе сюжеты, что позволяет очень хорошо зарабатывать. В 1879 году Альма-Тадема – действительный академик Королевской Академии художеств.

В 1883 году приобретает и начинает реконструировать огромный особняк на 66 комнат, который впоследствии прославился как роскошное собрание раритетов, древностей, предметов азиатского искусства, копий знаменитых произведений – стал настоящей достопримечательностью Лондона. Кроме хранилища художественного искусства дом стал центром музыки, которую художник очень любил. Известные певцы, композиторы и музыканты всегда были желанными гостями в доме.

Творчество последних летДревнеегипетские игроки в шахматы 1865 г.

Наград, золотых медалей и почётных званий Альма-Тадема удостаивался везде, где появлялся: в Париже, Оксфорде, Брюсселе. В 1899 году посвящён в рыцари. Вместе с тем в тематике работ зрелого мастера происходят перемены. С 1890-х на смену историческим событиям всё чаще приходят композиции с элементами эротики, романтики и сентиментальности. Медленнее работает – требовательность к себе как автору растёт.

Станковая живопись занимает теперь не всё время художника. Он работает в театре (с костюмами и декорациями), иллюстрирует литературные произведения, придумывает узоры для тканей.

Закат жизни

15 августа 1909 года умерла Лаура. Художник тяжело переживал утрату, утешаясь в дочерях и искусстве. В память о верной спутнице в 1910 году устроил выставку её работ.

В 1912 году Альма-Тадема поехал в Висбаден на лечение, его сопровождала дочь Анна. 28 июня того же года художника не стало. Последним пристанищем стал Собор Святого Павла, усыпальница знаменитых граждан Британии в самом сердце Лондона.

Известные картины Лоуренса Альма-Тадемы

Лоуренс Альма-Тадема имел нестандартный подход к живописи: он делал предварительные наброски не на бумаге, а непосредственно на холсте, предназначенном для картины. Поэтому после него осталось очень мало рисунков – только раннего периода. Живописное наследие художника разбросано по разным музеям и частным коллекциям.

Помпейская сцена 1868 г.

Наиболее известные работы:

  • «Фауст и Маргарита» (1856) – в частном собрании,
  • «Венанций Фортунат читает стихи королеве Радегонде» (1862) – в нидерландском музее старинного города Дордрехт,
  • «Древнеегипетские игроки в шахматы» (1865) – в частном собрании,
  • «Помпейская сцена» (1868) – в Прадо, Мадрид, Испания,
  • «В римской мастерской» (1874) – в художественном музее Фудзи, Токио, Япония,
  • «Женщины Амфисса» (1888) – в институте искусств в городке Уильямстаун, Массачусетс, США,
  • «Автопортрет» (1896) – заказная работа для Галереи Уффици, Флоренция, Италия,
  • «Больше не просите» (1906) – в частном собрании…

Каждая из четырёх сотен работ художника сегодня полноправно может служить пособием по изучению истории, детальным, точным и очень увлекательным.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector